«Десять стульев, пианино и воображаемый мир»: Из-за неторопливых таможенников петербургский театр удивил Москву спектаклем без декораций

16 июня 2019, 16:36
Версия для печати Версия для печати

В Москве 15 июня завершился фестиваль «Фабрика Станиславского» Московского губернского театра под художественным руководством Сергея Безрукова. Петербургский Театр на Васильевском сыграл финальный спектакль программы, «Мещан» по пьесе Максима Горького, без декораций. 

Фура с костюмами и реквизитом осталась на границе с Белоруссией, через которую театр возвращался из гастрольного тура по Балканам, подтвердила «Фонтанке» заместитель директора Театра на Васильевском Алла Юдина. Несмотря на это, представление прошло с успехом.

«В три часа дня нас собрали в фойе театра и сказали, что машина с декорациями и костюмами до нас пока не доехала. Паники не было, режиссер всех успокоил и сказал, что сейчас мы спокойно прогоним спектакль, проверим звук и свет, — рассказал актер Театра на Васильевском Михаил Николаев. — Через час мы поняли, что у нас ничего не будет. Все понимали, что не играть нельзя — во-первых, это закрытие фестиваля, во-вторых, подводить коллег не хотели. Это тот случай, когда в чем ты пришел в театр, в том и играешь. Костюмер по счастливой случайности забрала несколько рубашек постирать — это единственное, что у нас было из костюмов. И это при том, что в «Мещанах» особое значение имеет бытовой мир с его супами, тарелками. В жизни такого случая ни у кого из нас не было».

«В чем мы были, в том и играли. Юра Ицков снял балахон с моего друга — известного художника Семена Пастуха, заглянувшего на спектакль. Миша Николаев играл в кофте Сергея Безрукова, которую нашел в гримерке», — поделился впечатлениями главный режиссер театра Владимир Туманов.



Фото: страница актёра Михаила Николаева

Представление завершилось успешно: по словам Николаева, «зал искренне поддерживал труппу, люди не разошлись, а в конце аплодировали стоя». Как вспоминает Владимир Туманов, «зал стоял и плакал». Режиссер считает, что такая ситуация стала настоящей проверкой на прочность: «Ты один на один со зрителем — не прикрыт ни эффектами, ни декорациями, ни костюмами. Это была самая суть театра, как у Питера Брука, когда есть только коврик и актер. В нашем случае это были десять венских стульев, пианино и тот воображаемый мир, который существовал в актерах. Последнее время театр — это часто про упаковку, которая зачастую никак эмоционально не трогает. А такая ситуация мобилизует все актерские чувства, благодаря которым вчера в спектакле возникли новые смыслы, и он прозвучал практически на пустой сцене остро и актуально».

Премьера «Мещан» в постановке Владимира Туманова состоялась 24 ноября 2018 года. В Театре на Васильевском главную роль Василия Бессеменова исполняет народный артист России Юрий Ицков, его жену Акулину Ивановну играет заслуженная артистка России Надежда Живодерова. В спектакле также заняты Арсений Мыцык, Екатерина Рябова, Екатерина Зорина, Михаил Николаев, Александр Удальцов и другие. В «балканский тур» Театр на Васильевском отправился 30 мая и посетил города Хорватии, Сербии, Черногории, Боснии и Герцоговины.

Мария Францева, специально для «Фонтанки.ру»

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>