Музей Битлз в Петербурге: Как Улица Джона Леннона стала тупиком Коли Васина

17 июня 2019, 10:34
Версия для печати Версия для печати

Во дворике арт-центра «Пушкинская, 10» прошел концерт-презентация модели будущего Музея Битлз в стенах бывшего офиса Храма любви, мира и музыки именем Джона Леннона — того самого, который создавал Коля Васин.

После смерти главного битломана России прошло девять месяцев. За это время не появилось ясности ни о финансировании будущего музея, о сроках его открытия, ни о том, кто именно будет встречать гостей и вести просветительскую работу. Зато у входа образовалась вывеска, на которой друзья несуществующего пока Музея Битлз Коли Васина перечислили свои имена.

Еще одно заметное изменение — в самом дворике: оттуда убрали сцену, которая теперь не загораживает барельеф желтой подводной лодки на стене офиса Храма. Против сцены в свое время боролся и сам Васин. Гендиректор «Пушкинской, 10» Мирон Муждаба в разговоре с «Фонтанкой» с грустной улыбкой признал, что битл-фан, хоть и посмертно, но этот бой выиграл. Теперь на месте сцены красуется переход, напоминающий о знаменитой фотографии «битлов». Его нанесли прямо под вывеской «Улица Джона Леннона». Раньше туристы спорили о том, как же эта улица проходит, порой договариваясь, что она ведет в небо. Теперь пространства для фантазии останется меньше ощущение: глядя на этот тупик, невольно думаешь, что вывеска к нему и относится, что, в общем, отражает нынешнее положение музея. Изначально его нынешние организаторы хотели разместить там изображения битлов — как пояснил один из ответственных, Алексей Лямин, изготовить плоские фигуры предполагалось, внезапно, «из танковой брони». Но общим решением товарищества на Пушкинской, 10, проект не поддержали.

Сразу после смерти Васина его друзья заговорили, что он сам был человеком-музеем, и заменить его не сможет никто. Сейчас объясняют, что людей, хорошо знавших Васина и его коллекцию, довольно много, и они способны о ней рассказать. Но вот желания сидеть в музее на добровольных началах и встречать туристов не выражает никто. Впрочем, прийти в офис Храма, как раньше, и услышать фантасмагорический рассказ у посетителей все равно не получится: первый зал планируется отгородить стеклом выше человеческого роста — как мемориальный. Алексей Лямин пояснил «Фонтанке», что это необходимо, дабы экспонаты не воровали. Самый ценный предмет коллекции — ту самую пластинку с автографом Джона Леннона, которой так гордился Васин, — впрочем, на время «междуцарствия» и «перестройки» предусмотрительно забрал на хранение наследник Васина — его племянник Михаил. Остальные экспонаты как были, так и остаются на своих местах.

В будущем музее станет одним залом больше. Сейчас студия Васина на «Пушкинской, 10» представляет собой небольшую комнату-офис, соединенную с тесным жилым блоком, где и обитал битл-фан. В будущем коридор планируется продолжить: прямо к нему примыкает помещение коменданта «Пушкинской, 10», как утверждают в арт-центре, — заваленное всяким хламом. По стечению обстоятельств, комендант также недавно покинул этот мир. Когда комнату разберут, она может стать продолжением музея.

Сроки открытия по-прежнему туманны — «в течение года». Но организаторы уже предлагают журналистам посмотреть проект, на котором залы выглядят зеркально. Смысловым центром экспозиции первого зала должен стать круглый стол с установленными на нем моделями храма, статуэтками и прочим добром, посвященным любимой группе Васина. В последнем зале также планируется поставить круглый стол — за него уже предполагается усаживать гостей на посиделки и дружеское общение, там же принимать подарки, если таковые найдутся. Мнения по поводу того, какие события будут проходить в музее, у его «друзей» разнятся — одни говорят о концертах-квартирниках и музыкальной программе, другие — о том, что там неплохо бы более просторно расставить экспонаты — книги и пластинки.

Площадь комнаты коменданта, которая примкнет к старой васинской студии, — 16 метров. Пока что оно не соединено с ней проходом, туда попадают через соседнюю парадную — ту, где расположен музей «Реалии Русского Рока», созданный писателем и основателем рок-группы «Санкт-Петербург» Владимиром Рекшаном.

Музей «Реалии Русского Рока». Временная выставка, посвященная The Beatles
Музей «Реалии Русского Рока». Временная выставка, посвященная The Beatles

Фото: Алина Циопа

Кстати, у Рекшана тоже был проект, как можно обустроить пространство в Музее Битлз, но одобрения инициативной группы идея не получила. Пока суд да дело, в одном из залов Музея русского рока открылась временная выставка экспонатов, посвященных The Beatles. Это и гитары тех марок, на каких играли «битлы» в начале пути, и самиздат — фанатские переводы западных книг о группе; рисунки, изображающие «простых парней из Ливерпуля»; самостоятельно оформленные пластинки. Из забавного — плакат группы «Секрет», один и в один копирующий известную фотографию «битлов». А еще — самый новый и загадочный экспонат: кепка, возможно, принадлежавшая Джону Леннону.

Как рассказал «Фонтанке» сам Рекшан, эту кепку ему привез родственник, унесший экспонат из закрывшегося музея Битлз в Гамбурге. Принадлежал ли аксессуар самому Леннону (Рекшан охотно демонстрирует фотографию, на которой Джон стоит в похожей) или просто это точно такая же — теперь установить вряд ли получится. Зато, если в душе достаточно фантазии, в ее «настоящесть» можно поверить, и почувствовать себя чуточку более счастливым, когда к ней разрешат прикоснуться. Никаких бронированных стекол на выставке нет, а на гитарах можно даже поиграть.

P.S.: 18 июня в клубе «Аврора» отметят очередной «храмовый праздник» — концерт в день рождения Пола Маккартни. Вход на концерт — свободный.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Скитания поэта, успех гражданина. Какие места Петербурга связаны с именем Николая Некрасова?

Николай Некрасов родился в Немирове Подольской губернии, а детство провел в Ярославской губернии, откуда и прибыл в Петербург 16-летним юношей в июле 1838 года — и прожил здесь около сорока лет. Он приехал один — без родителей и слуг. С отцовскими деньгами в кармане. Отец поставил сыну условие: поступить в Дворянский полк. Но мать и сын мечтали об университете. Отец, узнав, что сын собирается ослушаться, пообещал оставить его без денег, если он не подчинится. Сын ответил: «Если вы, батюшка, намерены писать ко мне бранные письма, то не трудитесь продолжать, я, не читая, буду возвращать вам письма». Отец прекратил присылать деньги. Годы скитаний закалили характер поэта и сделали из провинциала «литературного пролетария», понимающего не только пышную красоту имперской столицы, но и изнанку города. Барин, картежник, мечтатель с нежной душой, очарованный красотой мира, и успешный делец — образов у Николая Некрасов гораздо больше, чем «поэт» и «гражданин».

Статьи

>