ѕравославие, самодержавие, опера Ц торжество над стихией

23 июл€ 2013, 23:12
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ѕод проливным дождем закончилс€ ¬торой —анкт-ѕетербургский международный фестиваль «ќпера — всем», проводившийс€ при поддержке правительства города. ѕо сравнению с прошлым годом меропри€тие стало гораздо более приближенным к горожанам и гост€м культурной столицы — оперы ставились на площадках, способных вместить всех желающих, и скандалов, подобных прошлогодним, когда не сумевшие попасть во двор ћихайловского замка зрители освистали устроителей, не наблюдалось.

Ѕыло и еще одно любопытное отличие: праздник музыки и прекрасного рисковал оказатьс€ закольцованным в рамках актуальных идеологических клише: если фестиваль началс€ державной и верноподданнической «∆изнью за цар€», на которой присутствовали представители династии –омановых, то окончанием его стал спецпроект фестивал€ — православна€ оратори€ «—трасти по ћатфею» митрополита »ллариона (јлфеева), исполнение которой у стен —мольного собора почтил присутствием губернатор √еоргий ѕолтавченко.

ћузыкальный руководитель фестивал€ русский италь€нец ‘абио ћастранджело дирижировал первыми двум€ постановками - «∆изнью за цар€» и «‘аустом». «алита€ солнцем —оборна€ площадь ѕетропавловской крепости, на которой, как и год назад, фестиваль открылс€ оперой √линки с оригинальным названием и оригинальным же либретто барона –озена, вместила в себ€ массивные декорации с доминирующей и откровенно клюквенной шапкой ћономаха, но непосредственна€ близость императорских гробниц вполне могла привести наиболее впечатлительных зрителей в св€щенный трепет. ¬сех собравшихс€ ожидал при€тный сюрприз: на замену јлександру ћатвееву из ћихайловского театра в партии —усанина вышел знаменитейший мариинский бас √еннадий Ѕеззубенков, ставший героем первого дн€.

—цена из оперы
—цена из оперы "‘ауст"

‘ото: ѕресс-служба фестивал€ "ќпера - всем"

«‘ауст», данный на »саакиевской площади, оказалс€ весьма графичным и стильным: режиссер-постановщик ¬иктор ¬ысоцкий как бы заключил действие в старинную книгу с готическим шрифтом; заглавные литеры имен персонажей, размещенные на подмостках, задавали строгий тон происход€щему. “радиционно изъ€ли сцену ¬альпургиевой ночи, но хореографи€ все же была представлена вставным номером-реверансом в сторону ћусоргского: гибкий и вертл€вый молодой человек задиристо отпл€сал знаменитую «Ѕлоху», что очень понравилось публике. “акже восторженные аплодисменты достались јртему  ороткову из ¬еймарской оперы (‘ауст) и — в особенности — —офье Ќекрасовой (ћаргарита), покорившей присутствующих своим красивым и нежным сопрано.

—цена из спектакл€
—цена из спектакл€ "“рубадур"

‘ото: ѕресс-служба фестивал€ "ќпера - всем"

«“рубадур», благоразумно перенесенный организаторами из маловместительного кронверка ѕетропавловской крепости на —оборную площадь, оказалс€ самым €рким – буквально, пронзительно-красным - п€тном фестивал€. ÷вет страсти оттен€лс€ черными оде€ни€ми хора и миманса, а €вление на сцене живых разномастных лошадей обеспечило сильную реакцию зрителей. –ежиссер постановки ¬асилий «аржецкий – недавний выпускник “еатральной академии, мастерской худрука ««азеркаль€» јлександра ѕетрова - представил заковыристый сюжет оперы ¬ерди как борьбу стихий — огн€ и камн€, - что и отражали декорации, а сто€щий у пульта в этот вечер —ергей —тадлер приложил максимум усилий дл€ того, чтобы √осударственный симфонический оркестр —анкт-ѕетербурга выдал все, на что он был способен в тот ветреный и уже совсем не погожий вечер.

ќднако, полным разгулом стихии ознаменовалс€ последний вечер фестивал€: под обложным дождем давали «≈вгени€ ќнегина» и «—трасти по ћатфею» на ≈лагином острове. Ќо не было пределов стремлени€ петербуржцев познать прекрасное: нескончаема€ цепочка любителей музыки, устремившихс€ к сцене, раст€нулась по расхл€банным дорожкам парка, мокрый газон позади ≈лагинского дворца был заполнен самой разномастной публикой: наиболее предусмотрительные предпочли провести около двух часов под дождем до начала представлени€, но зато зан€ть сид€чие места. ќстальные зрители также не смутились непогодой: кто сто€л, а кто и уселс€ на туристские «пенки», которые мало спасали от мокрой травы. Ѕыло много пожилых людей, дети с восторгом резвились среди клумб и запрещенных в обычное врем€ луж. «рители с ограниченными возможност€ми с энтузиазмом раскатывали на мотокол€сках. —ловом, вид был абсолютно среднеевропейским и умилительным дл€ сердца меломана: выража€сь выспренно, город наперекор стихи€м приник к живому источнику музыки. Ћегкие декорации, изображавшие уголки поместь€ Ћариных, как и белый фон с пушкинскими автографами были крайне удачными, певцы не жалели себ€, окончательный успех постановки (режиссер Ёлина јмромина, дирижер ¬иктор —оболев, художник всех постановок фестивал€ - ёли€ √ольцова) закрепил своим выступлением бас из Ѕольшого театра ѕетр ћигунов.

ѕублика во врем€ спектакл€
ѕублика во врем€ спектакл€ "≈вгений ќнегин" была обильно полита, но не напугана

‘ото: ≈вгений ’акназаров

ќбъ€вление о спецпроекте фестивал€ — исполнении оратории «—трасти по ћатфею» - вызвало противоречивые чувства. ”ж больно структура фестивал€ стала напоминать партийные концерты времен засто€, которые должны были увенчатьс€ идеологически выверенным номером, слав€щим партию, дружбу народов и верный ленинский курс. “ем более, что оратори€ митрополита »ллариона формально не вписываетс€ в рамки оперного фестивал€. Ќо, к счастью, обошлось без идеологического и административно-православного морализаторства: немногие слушатели (не более шестисот человек во главе с губернатором) стали просто избранными счастливчиками. ћузыка јлфеева оказалась прекрасной, кинематографичной и доступной слушателю любой степени подготовки. ўем€щее многоголосье скрипок (выдел€лось великолепное соло на альте јлексе€  алашникова) брало за душу и почти заставл€ло слушателей плакать. «аслуженных «браво» удостоились камерный хор —мольного собора (руководитель — ¬ладимир Ѕеглецов), бас ёрий ¬ласов, тенор јртем ћелихов, сопрано из Ѕольшого театра —ветлана  ась€н, оркестр государственного Ёрмитажа (дирижировал —ергей —тадлер) и сам автор митрополит »лларион.

ѕо сути, музыканты совершили маленький подвиг: стопроцентна€ влажность при +14 по ÷ельсию - далеко не самые лучшие услови€ ни дл€ голосов, ни дл€ инструментов. “ем не менее, почти никто не ушел от —мольного, пока не прозвучала последн€€ нота, а ливень стал естественной декорацией дл€ величественной музыки.

—пору нет: фестиваль «ќпера — всем» при всех возможных организационных накладках и неудобствах, св€занных с непогодой, становитс€ одним из самых зрелищных и востребованных оупен-эйров —анкт-ѕетербурга. ƒо сих пор перед глазами стоит пожила€ петербурженка в дождевике, с энтузиазмом шлепающа€ под ливнем с подругой по гр€зной разбитой тропинке на ≈лагином острове и восклицающа€: «ѕодумай, сейчас будем слушать «ќнегина» в естественных услови€х! √осподи, кака€ красота!»

≈вгений ’акназаров, «‘онтанка.ру»

 

— зеленым подбоем и кровавым карманом Ч Ёрмитаж показал спасенный кафтан ѕетра I

¬ реставрационно-хранительском центре Ёрмитажа в —тарой деревне представили результаты многомес€чного труда: использу€ новейшие технологии и оборудование, музейщики вернули Ђтоварный видї одному из Ђсаксонскихї кафтанов основател€ ѕетербурга.

—татьи

>