Православие, самодержавие, опера – торжество над стихией

23 июля 2013, 23:12
Версия для печати Версия для печати

Под проливным дождем закончился Второй Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера — всем», проводившийся при поддержке правительства города. По сравнению с прошлым годом мероприятие стало гораздо более приближенным к горожанам и гостям культурной столицы — оперы ставились на площадках, способных вместить всех желающих, и скандалов, подобных прошлогодним, когда не сумевшие попасть во двор Михайловского замка зрители освистали устроителей, не наблюдалось.

Было и еще одно любопытное отличие: праздник музыки и прекрасного рисковал оказаться закольцованным в рамках актуальных идеологических клише: если фестиваль начался державной и верноподданнической «Жизнью за царя», на которой присутствовали представители династии Романовых, то окончанием его стал спецпроект фестиваля — православная оратория «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона (Алфеева), исполнение которой у стен Смольного собора почтил присутствием губернатор Георгий Полтавченко.

Музыкальный руководитель фестиваля русский итальянец Фабио Мастранджело дирижировал первыми двумя постановками - «Жизнью за царя» и «Фаустом». Залитая солнцем Соборная площадь Петропавловской крепости, на которой, как и год назад, фестиваль открылся оперой Глинки с оригинальным названием и оригинальным же либретто барона Розена, вместила в себя массивные декорации с доминирующей и откровенно клюквенной шапкой Мономаха, но непосредственная близость императорских гробниц вполне могла привести наиболее впечатлительных зрителей в священный трепет. Всех собравшихся ожидал приятный сюрприз: на замену Александру Матвееву из Михайловского театра в партии Сусанина вышел знаменитейший мариинский бас Геннадий Беззубенков, ставший героем первого дня.

Сцена из оперы
Сцена из оперы "Фауст"

Фото: Пресс-служба фестиваля "Опера - всем"

«Фауст», данный на Исаакиевской площади, оказался весьма графичным и стильным: режиссер-постановщик Виктор Высоцкий как бы заключил действие в старинную книгу с готическим шрифтом; заглавные литеры имен персонажей, размещенные на подмостках, задавали строгий тон происходящему. Традиционно изъяли сцену Вальпургиевой ночи, но хореография все же была представлена вставным номером-реверансом в сторону Мусоргского: гибкий и вертлявый молодой человек задиристо отплясал знаменитую «Блоху», что очень понравилось публике. Также восторженные аплодисменты достались Артему Короткову из Веймарской оперы (Фауст) и — в особенности — Софье Некрасовой (Маргарита), покорившей присутствующих своим красивым и нежным сопрано.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Трубадур"

Фото: Пресс-служба фестиваля "Опера - всем"

«Трубадур», благоразумно перенесенный организаторами из маловместительного кронверка Петропавловской крепости на Соборную площадь, оказался самым ярким – буквально, пронзительно-красным - пятном фестиваля. Цвет страсти оттенялся черными одеяниями хора и миманса, а явление на сцене живых разномастных лошадей обеспечило сильную реакцию зрителей. Режиссер постановки Василий Заржецкий – недавний выпускник Театральной академии, мастерской худрука «Зазеркалья» Александра Петрова - представил заковыристый сюжет оперы Верди как борьбу стихий — огня и камня, - что и отражали декорации, а стоящий у пульта в этот вечер Сергей Стадлер приложил максимум усилий для того, чтобы Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга выдал все, на что он был способен в тот ветреный и уже совсем не погожий вечер.

Однако, полным разгулом стихии ознаменовался последний вечер фестиваля: под обложным дождем давали «Евгения Онегина» и «Страсти по Матфею» на Елагином острове. Но не было пределов стремления петербуржцев познать прекрасное: нескончаемая цепочка любителей музыки, устремившихся к сцене, растянулась по расхлябанным дорожкам парка, мокрый газон позади Елагинского дворца был заполнен самой разномастной публикой: наиболее предусмотрительные предпочли провести около двух часов под дождем до начала представления, но зато занять сидячие места. Остальные зрители также не смутились непогодой: кто стоял, а кто и уселся на туристские «пенки», которые мало спасали от мокрой травы. Было много пожилых людей, дети с восторгом резвились среди клумб и запрещенных в обычное время луж. Зрители с ограниченными возможностями с энтузиазмом раскатывали на мотоколясках. Словом, вид был абсолютно среднеевропейским и умилительным для сердца меломана: выражаясь выспренно, город наперекор стихиям приник к живому источнику музыки. Легкие декорации, изображавшие уголки поместья Лариных, как и белый фон с пушкинскими автографами были крайне удачными, певцы не жалели себя, окончательный успех постановки (режиссер Элина Амромина, дирижер Виктор Соболев, художник всех постановок фестиваля - Юлия Гольцова) закрепил своим выступлением бас из Большого театра Петр Мигунов.

Публика во время спектакля
Публика во время спектакля "Евгений Онегин" была обильно полита, но не напугана

Фото: Евгений Хакназаров

Объявление о спецпроекте фестиваля — исполнении оратории «Страсти по Матфею» - вызвало противоречивые чувства. Уж больно структура фестиваля стала напоминать партийные концерты времен застоя, которые должны были увенчаться идеологически выверенным номером, славящим партию, дружбу народов и верный ленинский курс. Тем более, что оратория митрополита Иллариона формально не вписывается в рамки оперного фестиваля. Но, к счастью, обошлось без идеологического и административно-православного морализаторства: немногие слушатели (не более шестисот человек во главе с губернатором) стали просто избранными счастливчиками. Музыка Алфеева оказалась прекрасной, кинематографичной и доступной слушателю любой степени подготовки. Щемящее многоголосье скрипок (выделялось великолепное соло на альте Алексея Калашникова) брало за душу и почти заставляло слушателей плакать. Заслуженных «браво» удостоились камерный хор Смольного собора (руководитель — Владимир Беглецов), бас Юрий Власов, тенор Артем Мелихов, сопрано из Большого театра Светлана Касьян, оркестр государственного Эрмитажа (дирижировал Сергей Стадлер) и сам автор митрополит Илларион.

По сути, музыканты совершили маленький подвиг: стопроцентная влажность при +14 по Цельсию - далеко не самые лучшие условия ни для голосов, ни для инструментов. Тем не менее, почти никто не ушел от Смольного, пока не прозвучала последняя нота, а ливень стал естественной декорацией для величественной музыки.

Спору нет: фестиваль «Опера — всем» при всех возможных организационных накладках и неудобствах, связанных с непогодой, становится одним из самых зрелищных и востребованных оупен-эйров Санкт-Петербурга. До сих пор перед глазами стоит пожилая петербурженка в дождевике, с энтузиазмом шлепающая под ливнем с подругой по грязной разбитой тропинке на Елагином острове и восклицающая: «Подумай, сейчас будем слушать «Онегина» в естественных условиях! Господи, какая красота!»

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

 

«Хармс ненавидел детей». KGallery в пяти залах юбилейной выставки рассказала о судьбе легендарного абсурдиста

Выставка-посвящение Даниилу Хармсу «Почему, почему я лучше всех?» получилась погружением в контекст, даже приглашением в тусовку. За архитектуру (или, скорее, сценографию) проекта отвечает театральный художник Эмиль Капелюш, поэтому у выставки чёткая и эффектная драматургия.

Статьи

>