Сны Босха, петербургский Гамлет, цирк дочери Чарли Чаплина. Как посмотреть лучшие спектакли мира на Театральной олимпиаде в Петербурге

10 июня 2019, 10:46
Версия для печати Версия для печати

С 15 июля лучшие режиссёры мира покажут в Петербурге спектакли на Театральной олимпиаде. «Фонтанка» даёт инструкцию по применению и рассказывает, куда пойти вдвоем, всей семьей или с детьми.

Олимпиада делится на две части — летнюю и осеннюю. В июне и июле в Петербурге покажут девять спектаклей. Цены на билеты весьма разнообразны — от 700 до десяти тысяч рублей, но почти на все представления попасть ещё возможно. 

Сюрреалистическая феерия для всей семьи

«Колокольчики и заклинания»
Место: основная сцена Александринского театра
Дата и время: 16, 17 июня — 19.00
Продолжительность: 1 час 10 минут, 12+

Если ваш подросток обожает цирк, клоунаду и волшебство, а вы не пропускаете ни одного шоу «Цирка дю Солей», то для вас в летней программе театральной олимпиады идеально подойдет этот спектакль. «Колокольчики и заклинания» дочери великого Чарли Чаплина — Виктории Тьере-Чаплин — это невероятно поэтичный мир, где стираются границы между театром, пантомимой, танцем и кабаре.

Здесь предметы оживают и становятся обладателями собственного разума. Вешалка, превращаясь в чудаковатого монстра, принимается разгуливать по сцене, а столы и стулья в прямом смысле разбегаются от героини — Аурелии Чаплин (внучка комика). «Новый цирк» — такое название получил жанр, изобретенный семьей Тьере-Чаплин.



Фото: Lucie Jansch; theatreolympics2019.com

«Донка. Послание Чехову»
Место: Мюзик-холл
Дата и время: 18, 19 июня — 19.00
Продолжительность: 2 час 5 минут, 12+

Режиссер Даниэле Финци Паска известен в России, прежде всего, как постановщик церемоний закрытия Олимпийских игр в Турине и Сочи. Петербуржцы знают его по прошлогоднему гастрольному спектаклю «La Verità» в БДТ. Свой театр, объединяющий актеров, клоунов, музыкантов, танцоров и акробатов, Паска называет «театром ласки».

Спектакль «Донка. Послание Чехову» исследует жизнь писателя через его произведения и дневники. Центральным образом становится донка — удочка с колокольчиком, звенящим во время клёва: лля Чехова, заядлого рыболова, посидеть с удочкой у воды было чем-то вроде медитации. Режиссер, всегда стремящийся к необыкновенной легкости, был очарован этим магическим образом и решил создать настоящую симфонию. Под звуки аккордеона, вальсов, старинных романсов перед зрителем пронесется целый парад чеховских персонажей: врачей, вечных студентов, мечтателей, холостяков и юных тоскующих дев. Спектакль предназначен для зрителей от двенадцати лет, но вы с уверенностью можете вести на него и родителей — понравится всей семье.



Фото: Viviana Cangialosi, Comagni Finzi Pasca; theatreolympics2019.com

Для двоих

«Сны Босха»
Место: Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Дата и время: 21 июня — 19.00, 22 июня — 14.00, 19.00
Продолжительность: 1 час 30 минут, 16+

Любителей творчества Иеронима Босха гарантированно впечатлит масштабное акробатическое шоу канадского театра-цирка «7 Пальцев». «Сны Босха» в постановке режиссера Самюэля Тетро — фантастическое и смелое путешествие по вселенной нидерландского живописца. Сюжеты невероятных картин сплетутся с эпизодами из жизни художника, а странные существа с полотен вдруг оживут с помощью масштабных видеопроекций и обнаженных тел перформеров.

Вдохновившись короткометражной анимацией Анже Потье по самой известной картине Босха «Сад земных наслаждений», Тетро решил, что современный цирк — самый подходящий жанр, способный воплотить картины художника в жизнь. «Мне было важно подчеркнуть, что Босх был не просто очередным художником. Его работы оказали огромное влияние на Сальвадора Дали и все движение сюрреализма, возникшее сотни лет спустя. В картинах есть столько всего, над чем можно размышлять — натурализм и повседневная реальность сосуществуют с фантастическими мирами, наполненными огнем, взрывами и «спецэффектами». Если бы Босх жил в наше время, он стал бы отличным кинорежиссером», — отмечает режиссер.



Фото: Per Morten Abrahamsen; theatreolympics2019.com

«Формоза»
Место: основная сцена Александринского театра
Дата и время: 22, 23 июня — 19.00
Продолжительность: 1 час 5 минут, 12+

Танец начинается в тот момент, когда силу чувств уже невозможно выразить словами, считает известный азиатский хореограф, создатель театра танца Тайваня Cloud Gate Лин Хвай-Мин. На Театральной олимпиаде мастер представит свой прощальный спектакль. Восклицание португальских моряков, впервые увидевших в XVI веке остров Тайвань, стало названием представления о родной земле.

«Формоза» начинается в белоснежной декорации, на которой появляются и исчезают слова — они приносят воспоминания из прошлого. Танцовщики движутся подобно водной стихии: медитация, боевые искусства, дыхательная гимнастика — три кита, на которых держится стиль мастера.



Фото: CHOU Tung-yen and Very Mainstream Studio; theatreolympics2019.com

«Тихий вечер танца»
Место: Михайловский театр
Дата и время: 14, 15 июля — 19.00
Продолжительность: 1 час 30 минут, 12+

Британский хореограф Уильям Форсайт — бесспорно, одна из ключевых фигур в современной хореографии. В балете Форсайт — всё равно что Малевич в живописи: исследовав геометрию тела и движения в пространстве, он преобразовал их в экспериментальную форму и вывел contemporary dance на новый уровень. Его методика применяется в учебном процессе профессиональных танцевальных трупп, консерваторий, университетов, аспирантур и колледжей всего мира. Сам себя хореограф называет продолжателем традиций Джорджа Баланчина, положившего начало современному неоклассическому балетному искусству в целом.

Семь танцовщиков компании Форсайта «Сэдлерс Уэллс» представят двухчастную танцевальную программу «Тихий вечер танца», напоминающую по форме концерт камерной музыки. В ней объединятся старые и новые работы — от минималистичных аналитических построений до хореографических номеров, вдохновленных музыкой барокко.

Любителям классики

«Эдип»
Место: Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Дата и время: 6, 7 июля — уточняется
Продолжительность: 1 час 15 минут, 16+

Хедлайнером олимпиады станет Роберт Уилсон, чье творчество уже можно считать классикой современного театра. Мастер перевернул представление о границах между современным искусством, танцем и театром. В длинном списке соавторов, с которыми он работал, — композитор Филипп Гласс, певцы Лу Рид и Руфус Уэйнрайт, перформеры Марина Абрамович и Лори Андерсон и многие другие.

Режиссер представит спектакль по мотивам древнегреческой пьесы Софокла «Эдип-царь», поставленный совместно с миланским Центром исполнительских искусств «Перемены». На сцене прозвучит текст великого трагедиографа в переводе на итальянский язык Этторе Романьоли (1926), а также — фрагменты перевода Орсатто Джустиниано 1585 года и вкрапления переводов на разных языках. Уилсон включает в ткань спектакля сцены, которые отсутствуют в оригинальной трагедии Софокла, например, рассказ Пифии о дельфийском оракуле или сцену бракосочетания Эдипа с Иокастой. Важнейшую роль играет музыка: в диалог вступают два композитора — саксофонист из Нового Орлеана Дики Ландри и сирийский кларнетист Кинан Азмех.

«Трагедия мстителя»
Место: основная сцена Александринского театра
Дата и время: 29, 30 июня — 19.00
Продолжительность: 1 часа 50 минут, 16+

Это первый спектакль, поставленный британским режиссером с мировым именем Декланом Доннелланом с итальянскими артистами «Пикколо театр ди Милано» на итальянском языке. Литературной основой стала пьеса «Трагедия мстителя» драматурга якобинской эпохи Томаса Мидлтона. Этот текст о дворцовых интригах XVI века вполне современен: перед зрителем разворачивается мир коррумпированных чиновников и людей, которых можно купить, как товар. «Мы добрые и справедливые», — говорят герои, все больше опускаясь в пороки.

«В те времена Италия была для англичан достаточно экзотическим местом, католическая Европа находилась где-то очень далеко и была потенциальным интервентом, носителем вредной и тлетворной идеологии, как Советская Россия в дни нашей молодости», — объясняет Доннеллан.

Экспериментаторам и искателям

«Земля Нод»
Место: Центр дизайна Artplay
Дата и время: 28, 29, 30 июня — 20.00
Продолжительность: 1 час 30 минут, 18+

Масштабный спектакль-инсталляция бельгийской компании FC Bergman создан в жанре site-specific, то есть сознательно играется вне театрального пространства. Публику поместят в «подготовленном к реконструкции музейном зале», визуально напоминающем зал Рубенса Музея изящных искусств Антверпена. Именно это пространство вдохновило коллектив на создание действа, в котором соединятся танец, игра света и тишина. Все картины выставки уже убраны, кроме одной — «Прободение ребра Спасителя».
Спектакль, практически лишенный слов, расскажет историю скитальца, который ищет покоя в огромных стенах музея. Представление будет выстроено на библейских ассоциациях, ведь Земля Нод — территория, куда был сослан после братоубийства Каин. «Это место, которое не имеет цели», — рассказывают авторы спектакля.



Фото: Kurt Van der Elst; theatreolympics2019.com

«Пожалуйста, дальше (Гамлет)»
Место: Новая сцена Александринского театра
Дата и время: 19, 20, 21 июля — 19:30
Продолжительность: от 2 часов 30 минут до 3 часов 30 минут, 1
6+

Это спектакль предложит зрителю стать соучастником театрального действа. Режиссерский дуэт Яна Дюйвендака и Роже Берна привезёт представление на летний фестиваль «Точка доступа», который в 2019 году проводится в рамках Театральной олимпиады. Зритель окажется на судебном процессе: в основе сюжета — реальное преступление молодого человека в одном из районов Петербурга, вот только все участники спектакля получат имена персонажей шекспировского «Гамлета».

В заседании примут участие и профессиональные актеры, и настоящие юристы. А зрителям, которых выберут случайно, предстоит стать присяжными заседателями и, выслушав аргументы обвинителей и защитников, самим решить, виновен ли принц. Чтобы принять участие в «Гамлете», необходимо после покупки билетов пройти опрос на сайте олимпиады.



Фото: предоставлено фестивалем «Точка доступа»

О том, какие спектакли Театральной олимпиады ждут петербуржцев осенью, «Фонтанка» расскажет позже. Подробнее о программе «Точки доступа» читайте тут.

Мария Францева, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

Где тусить этим летом? Гид «Фонтанки» по летним фестивалям

 

«Прокофьев, к счастью для этой музыки, после 1937-го года сам не писал свои партитуры»

Мировая премьера двух сочинений Сергея Прокофьева состоится 9 декабря на сцене Академической Капеллы. О том, где находились все это время ноты, кто их восстановил, и что это за музыка, «Фонтанка» узнала у дирижера Антона Лубченко — художественного руководителя Фестиваля имени Станислава Горковенко, в рамках которого пройдет концерт.

Статьи

>