В Царском Селе после реставрации открывают зал, сравнимый с Янтарной комнатой. На стенах расцвели «золотые бутоны»

05 июня 2019, 16:32
Версия для печати Версия для печати

Утраченные во время войны интерьеры Лионского зала Екатерининского дворца полностью отреставрирован. Мастера воссоздали живописный плафон и лепнину с позолотой, вернули лазуритовые мозаичные панели и обтянули стены шёлком «золотой бутон». Как утверждают специалисты, теперь одна из главных парадных комнат дворца выглядит в точности, как в эпоху Александра II. По ценности и красоте Лионский зал сравнивают с Янтарной комнатой.

Над реставрацией специалисты работали больше десяти лет: в 2005 удалось восстановить объемно-пространственное решение комнаты, но только в 2018 году мастера приступили к интерьерным работам. В Царском Селе это связывают с огромной стоимостью реставрации: во время войны были утрачены все главные элементы. Так, от золотого шёлка, которым в 1866 году были затянули стены, сохранились лишь отдельные куски, а от уникальной мебели с вставками из лазурита осталось лишь 25 предметов. Чтобы понять, как выглядел зал, реставраторы использовали описи, архивные документы, фотографии и акварель художника Луиджи Премацци, который нарисовал Лионский зал в 1878 году. Мастера решили работать по историческим образцам и полностью восстановить обивку стен, партеры из лионского шёлка и все украшения-кисти.

Во времена Александра II оригинальная ткань создавалась в Лионе на ткацкой мануфактуре «Лами и Жиро» — и команда реставраторов обратилась к преемнице этого предприятия, лионской мануфактуре Прелль, и попросила французов создать в точности такой же материал, который значится в найденной книге заказов XIX века. 320 метров ткани «золотой бутон» использовали для обивки стен, мебели и изготовления партеров.

Работы с лазуритом и живописью выполняла Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой восстанавливали в Екатерининском дворце Янтарную комнату, Агатовые комнаты и церковь Воскресения Христова. Лазуритные порталы дверных проёмов сделали в технике «русская мозаика». Её главная особенность в том, что лазурит как бы «распускается» на тонкой фанерной основе пластинками по три или четыре миллиметра, а все кусочки сочетаются по цвету. Реставраторы склеивают их так, чтобы не было видно швов, и все осколки казались единым целым.

Как рассказала «Фонтанке» главный архитектор музея-заповедника «Царское село» Мария Рядова, особое внимание стоит обратить также на живописный плафон: воссоздать его было нелегко, а информацию собирали по кусочкам:

— Плафон представляет из себя многофигурную композицию, которая перемежается орнаментальными вставками. Воссоздан он был по той части, которая частично видна на акварели Премацци. Остальное пришлось дорабатывать. Ближе к центральной лепной розетке расположены большие клейма с фигурами, которые, по нашей атрибуции, представляют из себя времена года: там три женские фигуры и одна мужская фигура Дионисия. Далее в круглых клеймах идут фигуры танцовщиц, а по периметру вы можете видеть тритонов и мальчиков на дельфинах, — рассказала архитектор.

Единственный элемент зала, работа над которым пока не завершена — паркет. Подлинные паркеты XVIII века сейчас находятся в реставрации, поэтому пол временно укрыт ковром. Стоит отметить, что такой ход — не придумка. Именно красный ковёр лежит в Лионском зале на акварели Луиджи Премацци: в истории бытования комнаты паркет то открывали, то закрывали. Сейчас реставраторы разрабатывают специальную конструкцию или покрытие, которые уже в следующем году помогут установить на драгоценные паркеты с перламутром так, чтобы посетители видели узор, но не нанесли ему вред.

Для посетителей дворца Лионский зал будет доступен с 6 июня.

Ольга Минеева, специально для «Фонтанки.ру»

 

 

Новая музыка марта: эмбиент Брайана Ино, техно-рэп Аигел, лиричная Арбенина, простой Леонид Федоров и не только

С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».

Статьи

>