Эксперт: Киносети теряют 8-10% посетителей из-за сдвижки релизов

В Госдуме 31 мая прошло заседание общественного совета при комитете по культуре, где самым горячо обсуждаемым вопросом стал механизм выдачи прокатных удостоверений. В частности, были названы конкретные последствия государственной политики в этой сфере.

«У нас, киносетей, очень сильная потеря посещаемости, зрителей, выручки, — призналась директор киносети «Пионер» Мэри Назари, представлявшая интересы всех киносетей в целом. — За прошедший год — процентов на 8-10 гарантированно, а может, и больше: люди перестают ходить, в том числе, из-за этих бесконечных переносов релизов. У нас есть конкретные предложения, я их передам в комитет. Мне кажется, изменения в законодательство назрели, потому что форма, по которой проходит рассмотрение и выдача прокатных удостоверений, совершенно не актуальна».

Назари подчеркнула, что понимает интересы российских кинопродюсеров, но не под каждый фильм стоит перекраивать репертуар, и необходима «презумпция товарищеской разумности».

«Мы понимаем, что есть 5-6 больших национальных проектов, и мы согласны обсуждать и раздвигать даты под них, — пояснила она. — Но у нас нет двадцати фильмов, которые могут называться национальными проектами, а сдвижка дат происходит бесконечно. А дата выхода фильма — это важнейший маркетинговый фактор. Мы вкладываем туда много денег, много творческого потенциала, и, когда за месяц узнаем, что будет не эта дата, а другая, это, конечно, плохо».

По словам эксперта, сейчас представители кинобизнеса вынуждены регулярно нарушать закон. Стараясь привлечь как можно больше зрителей, они запускают в интернет рекламные ролики новых картин как можно раньше — примерно за полгода, а то и за восемь месяцев до возможной даты проката. «Мы ставим маркировку «6+», а потом получаем удостоверение «12+». Получается, все это время мы нарушали закон», — описывает проблему Назари.

Мэри Назари и Олег Березин
Мэри Назари и Олег Березин

Фото: скриншот с сайта duma.gov.ru

Есть, по словам главы «Пионера», и ряд других пунктов, которые необходимо законодательно оговорить. «У нас «вылетели» однократные показы киноклассики, которую мы сейчас не можем привозить, потому что нет возможности получать прокатные удостоверения для двух показов в четырех кинотеатрах: это не фестиваль, — описала она. — Мы теряем огромный пласт классики, который был снят в 1940-1970-е».

Коллегу поддержал глава Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин, подчеркнув, что «не чиновник должен определять, когда кому куда идти». Эксперт предложил «кардинальную, но правильную» альтернативу прокатным удостоверениям.

«Так же, как мы подаем декларацию налогоплательщиков, — через сайт госуслуг — можно начать подавать декларацию правообладателя. Обозначить права на конкретный фильм, время, возрастные ограничения», — отметил Березин.

Он добавил, что такая услуга есть в Казахстане, и она там бесплатна. А киносообщество и власти вместе с ней получат и реестр прав на аудиовизуальные произведения, который смогут использовать для борьбы с контрафактом.

«Функцию по выдаче прокатного удостоверения нужно отобрать у министерства культуры. Оно находится в ужасном положении: все научились пользовались дубинкой выдачи удостоверения, каждый режиссёр, каждый продюсер знает, кому позвонить. Не обязательно в министерство, можно даже депутатам. Давайте министерство освободим от этой ответственности», — заявил Березин. По его словам, в случае, если «декларация правообладателя» будет внедрена, за правопорядком сможет следить Роскомнадзор.

Напомним, 31 мая на заседании общественного совета при комитете по культуре обсуждалось три вопроса — музыкальное образование в школах, цирк с животными и выдача прокатных удостоверений в кино. Третья часть повестки вызвала самые бурную дискуссию, высказался даже Сергей Шнуров.

«Фонтанка.ру»

Читайте также:

Минкульт: «Братство» Лунгина планировалось как национальный проект

Почему «Все везде и сразу» — главный фаворит «Оскара»? Правда ли этот фильм так хорош?

Судьба прошлогодней ленты Дэниэла Шайнерта и Дэна Квана «Все везде и сразу» — наверное, не менее удивительна, чем история её главной героини, сыгранной Мишель Йео. Фильм дуэта «Дэниэлов» ждали совсем не так, как очередного Бэтмена или Тора. Его рекламная кампания была куда скромней — но он внезапно вспыхнул посреди выжженного недавним ковидом кинополя.

Статьи

>