«Пусть пока используют степлер»: С 1 июля театральный билет заменят кассовым чеком

С 1 июля российские театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо привычного билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. В этот день вступят в силу принятые Госдумой поправки в федеральный закон № 54 «О применении контрольно-кассовой техники».

Первая редакция документа появилась еще в 2003 году: тогда считалось, что театральный билет равноценен чеку. Но 2016-м в закон внесли правки, которые с 1 июля 2019 года обязывают учреждения культуры выдавать зрителям кассовый чек. Он должен содержать информацию о времени спектакля, местах, названии представления. Билеты учреждениям культуры никто выдавать не запрещает, но они фактически превращаются в красивую «открытку на память»: при попытке сдать их у зрителей всё равно обязательно потребуют чек.

В профессиональном сообществе эти изменения вызвали нешуточные споры: в соцсетях и на публичных дискуссиях театральные деятели обсуждают, что многие к переменам оказались не готовы. С одной стороны, отмена билетов — отказ от традиции: театралы сохраняют билеты на память о спектакле, с другой — это просто неудобно, потому что информация с чека легко стирается.

Ещё одна сложность состоит в том, что при новой системе зрителям придётся платить 20-процентный НДС. Чтобы этого избежать, нужно вносить изменения либо в закон, либо в Налоговый кодекс, пояснила «Фонтанке» директор БДТ им. Г. А. Товстоногова Татьяна Архипова.

«На мой взгляд, правки в закон очевидно нужны, так как он не учитывает специфику театральной жизни. И самое важное, что это грозит повышением стоимости билетов, — рассказала она. — Из Налогового кодекса следует, что при переходе на кассовые чеки предоставляемая услуга должна будет облагаться НДС в размере 20 процентов. Ни зрители, ни театры не готовы к этому. И это уже социальная проблема. Для многих людей поход в театр — семейное дело, то есть покупается не один билет, а два или три. Это серьезная нагрузка на семейный бюджет. Театры не смогут взять на себя такие затраты, потому что существуют в системе жесткого планирования доходной части со стороны учредителя, да и в целом живут в очень ограниченном бюджете. Мы все надеемся на соответствующие поправки в законе».

Руководитель федерального театра добавила, что совершенно не ясно, как уместить на чеке всю необходимую информацию, которую должен получить зритель: «Билетные операторы, чьи системы используют театры при реализации билетов, пока не готовы ответить, как билетные программы справятся с этой задачей, какой сложности техника будет нужна. Также есть устойчивые театральные привычки, театральный билет, как и театральная программка, для многих зрителей — памятный сувенир, важная часть театрального ритуала, но это скорее уже сентиментальная часть».



Фото: предоставлено пресс-службой БДТ

БДТ планирует сохранить билеты как необходимое дополнение к чеку, в первую очередь, — из-за информационной составляющей. К слову, закон повлияет и на продажу электронных билетов — вместе с ними на почту зрителям будут приходить кассовые чеки, только электронные.

Как стало известно «Фонтанке», федеральным театрам Петербурга для внедрения нововведения необходимо будет потратить порядка 13 миллионов рублей — это сумма без учета обучения кассиров. Не включаются в данную цифру и затраты на переоборудование и переобучение театров, находящихся в ведении города.

«Трудно пока сказать о плюсах или минусах этой системы — мы только приступаем к ее тестированию. До сих пор нет четких разъяснений, что важнее — билет или чек, — поделился с «Фонтанкой» первый заместитель директора театра «Приют комедианта» Александр Березовиков. — Мы будем выбивать на чеке те же самые данные, что обычно указаны на билете. Пока будем дублировать. Но мы не понимаем, что важнее при возврате — бланк строгой отчетности или чек. Будем предупреждать зрителей, чтобы не теряли ни то, ни другое: пусть пока используют степлер. Вторая острая проблема — это распространители. По новому закону, каждый уполномоченный должен регистрироваться как индивидуальный предприниматель и установить себе мобильный кассовый аппарат. Раньше это было проще: театр просто заключал с распространителем договор как с физлицом. Сейчас немногие захотят возиться с бюрократической системой».

Добавим, что 29 апреля в Москве прошла встреча, где замглавы столичного департамента культуры Леонид Ошарин упомянул, что не все театры готовы к нововведению: кто-то уже заказал контрольно-кассовую технику, а кто-то только изучает новые требования. Впрочем, чиновник обнадежил тем, что необходимые поправки в законопроект все же внесут, а в конце мая для руководителей и сотрудников театров проведут семинар, на который пригласят специалистов, досконально разобравшихся в вопросе. В петербургском комитете по культуре оказались не готовы прокомментировать «Фонтанке», будет ли подобный тренинг проведён для руководителей театров северной столицы.

Мария Францева, специально для «Фонтанки.ру»

Владимиру Набокову — 125. Как писатель бежал от красных и коричневых, ловил бабочек и обрел родину

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. Он появился на свет в один день с Владимиром Лениным, только с разницей в 29 лет. Но категорически отказывался праздновать день рождения одновременно с вождем мирового пролетариата, отмечая его сутки спустя, 23 апреля, в день рождения Шекспира. Эта же дата стоит в американском паспорте Набокова. О его творчестве слышали даже те, кто не читал его произведений, благодаря оглушительной популярности романа «Лолита». Сегодня Набоков, пожалуй, самый знаменитый писатель-эмигрант, рожденный в Петербурге, работавший в Европе и Америке.

Статьи

>