
«Пусть пока используют степлер»: С 1 июля театральный билет заменят кассовым чеком

С 1 июля российские театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо привычного билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. В этот день вступят в силу принятые Госдумой поправки в федеральный закон № 54 «О применении контрольно-кассовой техники».
Первая редакция документа появилась еще в 2003 году: тогда считалось, что театральный билет равноценен чеку. Но 2016-м в закон внесли правки, которые с 1 июля 2019 года обязывают учреждения культуры выдавать зрителям кассовый чек. Он должен содержать информацию о времени спектакля, местах, названии представления. Билеты учреждениям культуры никто выдавать не запрещает, но они фактически превращаются в красивую «открытку на память»: при попытке сдать их у зрителей всё равно обязательно потребуют чек.
В профессиональном сообществе эти изменения вызвали нешуточные споры: в соцсетях и на публичных дискуссиях театральные деятели обсуждают, что многие к переменам оказались не готовы. С одной стороны, отмена билетов — отказ от традиции: театралы сохраняют билеты на память о спектакле, с другой — это просто неудобно, потому что информация с чека легко стирается.
Ещё одна сложность состоит в том, что при новой системе зрителям придётся платить 20-процентный НДС. Чтобы этого избежать, нужно вносить изменения либо в закон, либо в Налоговый кодекс, пояснила «Фонтанке» директор БДТ им. Г. А. Товстоногова Татьяна Архипова.
«На мой взгляд, правки в закон очевидно нужны, так как он не учитывает специфику театральной жизни. И самое важное, что это грозит повышением стоимости билетов, — рассказала она. — Из Налогового кодекса следует, что при переходе на кассовые чеки предоставляемая услуга должна будет облагаться НДС в размере 20 процентов. Ни зрители, ни театры не готовы к этому. И это уже социальная проблема. Для многих людей поход в театр — семейное дело, то есть покупается не один билет, а два или три. Это серьезная нагрузка на семейный бюджет. Театры не смогут взять на себя такие затраты, потому что существуют в системе жесткого планирования доходной части со стороны учредителя, да и в целом живут в очень ограниченном бюджете. Мы все надеемся на соответствующие поправки в законе».
Руководитель федерального театра добавила, что совершенно не ясно, как уместить на чеке всю необходимую информацию, которую должен получить зритель: «Билетные операторы, чьи системы используют театры при реализации билетов, пока не готовы ответить, как билетные программы справятся с этой задачей, какой сложности техника будет нужна. Также есть устойчивые театральные привычки, театральный билет, как и театральная программка, для многих зрителей — памятный сувенир, важная часть театрального ритуала, но это скорее уже сентиментальная часть».

Фото: предоставлено пресс-службой БДТ
БДТ планирует сохранить билеты как необходимое дополнение к чеку, в первую очередь, — из-за информационной составляющей. К слову, закон повлияет и на продажу электронных билетов — вместе с ними на почту зрителям будут приходить кассовые чеки, только электронные.
Как стало известно «Фонтанке», федеральным театрам Петербурга для внедрения нововведения необходимо будет потратить порядка 13 миллионов рублей — это сумма без учета обучения кассиров. Не включаются в данную цифру и затраты на переоборудование и переобучение театров, находящихся в ведении города.
«Трудно пока сказать о плюсах или минусах этой системы — мы только приступаем к ее тестированию. До сих пор нет четких разъяснений, что важнее — билет или чек, — поделился с «Фонтанкой» первый заместитель директора театра «Приют комедианта» Александр Березовиков. — Мы будем выбивать на чеке те же самые данные, что обычно указаны на билете. Пока будем дублировать. Но мы не понимаем, что важнее при возврате — бланк строгой отчетности или чек. Будем предупреждать зрителей, чтобы не теряли ни то, ни другое: пусть пока используют степлер. Вторая острая проблема — это распространители. По новому закону, каждый уполномоченный должен регистрироваться как индивидуальный предприниматель и установить себе мобильный кассовый аппарат. Раньше это было проще: театр просто заключал с распространителем договор как с физлицом. Сейчас немногие захотят возиться с бюрократической системой».
Добавим, что 29 апреля в Москве прошла встреча, где замглавы столичного департамента культуры Леонид Ошарин упомянул, что не все театры готовы к нововведению: кто-то уже заказал контрольно-кассовую технику, а кто-то только изучает новые требования. Впрочем, чиновник обнадежил тем, что необходимые поправки в законопроект все же внесут, а в конце мая для руководителей и сотрудников театров проведут семинар, на который пригласят специалистов, досконально разобравшихся в вопросе. В петербургском комитете по культуре оказались не готовы прокомментировать «Фонтанке», будет ли подобный тренинг проведён для руководителей театров северной столицы.
Мария Францева, специально для «Фонтанки.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36