«Тут уютно»: на премии Сергея Курёхина победителей запирали в его голове и сожгли рояль
Скандальный театральный критик Виктор Вилисов и лидер петербургской группы SHORTPARIS Николай Комягин получили премию Сергея Курехина. Как проходило награждение, узнаете из репортажа «Фонтанки».
«Запихали меня всё-таки в голову Сергея», — поделилась с залом Анастасия Курёхина и пригласила пройти за «Гран-При» хореографа Анну Абалихину, которая в июне 2018 года устроила перформанс «Страсти по Мартену» на Выксунском металлургическом заводе. К концу церемонии десятой премии Курёхина вечером 21 апреля лауреаты не медлили: без подсказок открывали дверь в затылке гигантской белой головы музыканта, брали свою статуэтку-семечко и делились тем, «как здесь уютно». Гости Каменноостровского театра уже собрались уходить, когда постановщик Фёдор Курёхин закричал на весь зал: «Это не всё!» и убежал сжигать рояль в прямом эфире.
О том, что юбилейное вручение премии имени Сергея Курёхина станет необычным, развернётся «вокруг опыта мистерии» и «сновиденческого повествования», зрителей предупреждали заранее — ещё на первой странице программок. Промежутки между награждениями заполнили композициями Джона Кейджа, Мортона Фельдмана и самого лидера «Популярной Механики» в исполнении Московского ансамбля современной музыки.
Приз нужно было найти в огромной голове Сергея Курёхина. И к такому были готовы не все:
— Проходите дальше, к голове! Там ручка, да открывайте! Заходите, повернитесь к камере, и там микрофон, можете говорить. Берите приз — тот, который подсвечен, — подобные инструкции сопровождали победителя в номинации «Лучшее произведение визуального искусства», петербургского художника Александра Морозова. Он «озвучил» говор и диалект ныне заброшенной деревни Акчим Пермского края на выставке «Акчим. Координаты 60°28′35″N 58°02′53″E». Подсказки понадобились и представителю текст-группы «Орбита», взявшей приз за «Лучший медиа-объект» с экспозицией «Откуда берутся стихи?».
Всё происходящее в голове Курёхина транслировалось на экране-заднике, а на растерянные вопросы победителей: «Слышно ли», «Можно ли уже говорить» и «Почему тут подсвечено много семечек» зал реагировал смехом.
Видео: Константин Селин/"Фонтанка.ру"
Неожиданно уверенно и со словами «а (зачем – Прим.Ред.) мне семечко» в капсулу зашёл критик и автор «Лучшего текста о современном искусстве» «Нас всех тошнит: Как театр стал современным, а мы этого не заметили» Виктор Вилисов:
— Значит смотрите, русские, вы находитесь в храме искусств сейчас. Берегите его. Вот я люблю русский театр, не знаю, как вы, — поделился он, тряхнул статуэткой и вернулся в зал. После этого все осмелели.
Создатели фестиваля «КИБЕРФЕСТ-11», который был признан лучшим в сфере современного искусства, Анна Франц и Елена Губанова поблагодарили экспертов за то что те «оценили скромный одиннадцатилетний труд». И тут же сообщили, что не могут воспринимать всё это слишком серьёзно, и по очереди приложились к фляжке.
Художница Ася Маракулина эмоций тоже не сдерживала, до головы практически пропрыгала и призналась, что «втайне мечтала» именно о призе Французского Института — творческой стажировке в Париже.
Новогодняя история борьбы с петербургскими коммунальщиками не прошла незамеченной: когда в первые дни января 2019 года граффити Паши Каса по мотивам советских открыток «С Новым годом, товарищи!» закрасили городские службы, жители вышли на защиту и за пару дней очистили рисунок, соскребая краску с помощью монеток. Премию Курёхина художнику дали в номинации «Искусство в общественном пространстве», претендовал он на неё уже не первый год. Точно такая же награда отправилась к Александру Бродскому и Антону Тимофееву из АБ Бродского. Коллеги переосмыслили функции типовых бетонных блоков и создали из «неживого материала» и остатков плит дом под названием «Вилла ПО». Этот объект стал центром фестиваля «Архстояние 2018» в деревне Никола-Ленивец.
Самым успешным кураторским проектом стала выставка «Приручая пустоту». По словам её создателя Владимира Селезнёва, тот факт, что «уральские шевеления» замечают где-то ещё — неожиданно и приятно, как и «находиться в голове Сергея Курёхина». А вот статуэтки в музыкальных номинациях — «Этно-Механика» и «Электро-Механика» — взяли белорусская группа ŠUMA и петербургский SHORTPARIS. За несколько дней до награждения стало известно, что солист SHORTPARIS Николай Комягин снялся в фильме «Сложноподчиненное» Олеси Яковлевой, который поедет на Каннский фестиваль.
Когда призы были розданы, всем причастным зачитали благодарности, а зрители начали вставать с мест, раздался возглас Фёдора Курёхина. «Эй, Куда! Это не всё!», — сообщил он, быстрым шагом прошел в голову, прислонил к уху телефонную трубку и пообещал кому-то, что «скоро будет». Гостей оставили сидеть на месте, Курёхин вышел из театра и сел в машину, все передвижения показывали онлайн на экране. Точкой назначения стала площадка в двух минутах езды. Курёхин-младший бросил бутылку с зажигательной смесью на клавиши и сообщил, что «Задание выполнено». Рояль загорелся, связь прервалась, зрители уходили из Каменноостровского театра под треск огня из динамиков.
Ольга Минеева, специально для «Фонтанки.ру»
15 новых культурных площадок Петербурга, где вы еще не успели побывать
Новости
- 23 января 2025 - Цветущая сирень украсила залы Александровского дворца в Царском селе
- 23 января 2025 - Юру Борисова номинировали на «Оскар» за роль в фильме «Анора»
- 23 января 2025 - Кинохронику, звуки блокадного Ленинграда и вещи Ольги Берггольц представят на выставке
- 22 января 2025 - «Ленкому» меняют руководство: Марка Варшавера переводят президентом, назначен худрук
- 22 января 2025 - Дом Радио с февраля начнет проводить занятия танцем для людей старше 60
Статьи
-
09 января 2025, 16:43