Фото: Константин Селин/"Фонтанка.ру"

«Тут уютно»: на премии Сергея Курёхина победителей запирали в его голове и сожгли рояль

22 апреля 2019, 12:24
Версия для печати Версия для печати

Скандальный театральный критик Виктор Вилисов и лидер петербургской группы SHORTPARIS Николай Комягин получили премию Сергея Курехина. Как проходило награждение, узнаете из репортажа «Фонтанки».

«Запихали меня всё-таки в голову Сергея», — поделилась с залом Анастасия Курёхина и пригласила пройти за «Гран-При» хореографа Анну Абалихину, которая в июне 2018 года устроила перформанс «Страсти по Мартену» на Выксунском металлургическом заводе. К концу церемонии десятой премии Курёхина вечером 21 апреля лауреаты не медлили: без подсказок открывали дверь в затылке гигантской белой головы музыканта, брали свою статуэтку-семечко и делились тем, «как здесь уютно». Гости Каменноостровского театра уже собрались уходить, когда постановщик Фёдор Курёхин закричал на весь зал: «Это не всё!» и убежал сжигать рояль в прямом эфире.

О том, что юбилейное вручение премии имени Сергея Курёхина станет необычным, развернётся «вокруг опыта мистерии» и «сновиденческого повествования», зрителей предупреждали заранее — ещё на первой странице программок. Промежутки между награждениями заполнили композициями Джона Кейджа, Мортона Фельдмана и самого лидера «Популярной Механики» в исполнении Московского ансамбля современной музыки.

Приз нужно было найти в огромной голове Сергея Курёхина. И к такому были готовы не все:

— Проходите дальше, к голове! Там ручка, да открывайте! Заходите, повернитесь к камере, и там микрофон, можете говорить. Берите приз — тот, который подсвечен, — подобные инструкции сопровождали победителя в номинации «Лучшее произведение визуального искусства», петербургского художника Александра Морозова. Он «озвучил» говор и диалект ныне заброшенной деревни Акчим Пермского края на выставке «Акчим. Координаты 60°28′35″N 58°02′53″E». Подсказки понадобились и представителю текст-группы «Орбита», взявшей приз за «Лучший медиа-объект» с экспозицией «Откуда берутся стихи?».

Всё происходящее в голове Курёхина транслировалось на экране-заднике, а на растерянные вопросы победителей: «Слышно ли», «Можно ли уже говорить» и «Почему тут подсвечено много семечек» зал реагировал смехом.

Видео: Константин Селин/"Фонтанка.ру"

Неожиданно уверенно и со словами «а (зачем – Прим.Ред.) мне семечко» в капсулу зашёл критик и автор «Лучшего текста о современном искусстве» «Нас всех тошнит: Как театр стал современным, а мы этого не заметили» Виктор Вилисов:

— Значит смотрите, русские, вы находитесь в храме искусств сейчас. Берегите его. Вот я люблю русский театр, не знаю, как вы, — поделился он, тряхнул статуэткой и вернулся в зал. После этого все осмелели.

Создатели фестиваля «КИБЕРФЕСТ-11», который был признан лучшим в сфере современного искусства, Анна Франц и Елена Губанова поблагодарили экспертов за то что те «оценили скромный одиннадцатилетний труд». И тут же сообщили, что не могут воспринимать всё это слишком серьёзно, и по очереди приложились к фляжке.

Художница Ася Маракулина эмоций тоже не сдерживала, до головы практически пропрыгала и призналась, что «втайне мечтала» именно о призе Французского Института — творческой стажировке в Париже.

Новогодняя история борьбы с петербургскими коммунальщиками не прошла незамеченной: когда в первые дни января 2019 года граффити Паши Каса по мотивам советских открыток «С Новым годом, товарищи!» закрасили городские службы, жители вышли на защиту и за пару дней очистили рисунок, соскребая краску с помощью монеток. Премию Курёхина художнику дали в номинации «Искусство в общественном пространстве», претендовал он на неё уже не первый год. Точно такая же награда отправилась к Александру Бродскому и Антону Тимофееву из АБ Бродского. Коллеги переосмыслили функции типовых бетонных блоков и создали из «неживого материала» и остатков плит дом под названием «Вилла ПО». Этот объект стал центром фестиваля «Архстояние 2018» в деревне Никола-Ленивец.

Самым успешным кураторским проектом стала выставка «Приручая пустоту». По словам её создателя Владимира Селезнёва, тот факт, что «уральские шевеления» замечают где-то ещё — неожиданно и приятно, как и «находиться в голове Сергея Курёхина». А вот статуэтки в музыкальных номинациях — «Этно-Механика» и «Электро-Механика» — взяли белорусская группа ŠUMA и петербургский SHORTPARIS. За несколько дней до награждения стало известно, что солист SHORTPARIS Николай Комягин снялся в фильме «Сложноподчиненное» Олеси Яковлевой, который поедет на Каннский фестиваль.

Когда призы были розданы, всем причастным зачитали благодарности, а зрители начали вставать с мест, раздался возглас Фёдора Курёхина. «Эй, Куда! Это не всё!», — сообщил он, быстрым шагом прошел в голову, прислонил к уху телефонную трубку и пообещал кому-то, что «скоро будет». Гостей оставили сидеть на месте, Курёхин вышел из театра и сел в машину, все передвижения показывали онлайн на экране. Точкой назначения стала площадка в двух минутах езды. Курёхин-младший бросил бутылку с зажигательной смесью на клавиши и сообщил, что «Задание выполнено». Рояль загорелся, связь прервалась, зрители уходили из Каменноостровского театра под треск огня из динамиков.

Ольга Минеева, специально для «Фонтанки.ру»

Чем заняться 3-5 июля: Петроджаз, День Достоевского, Большой фестиваль мультфильмов, Диана Вишнева

Все любимые городские проекты уходят в онлайн — ну, вы же понимаете, лето не лето без Дня Достоевского, без Петроджаза и новой музыки. Придется смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и для создания настроения. А если усидеть у экрана никак не получается — садитесь в машину или на корабль.

Статьи

>