«Код красный»: Шпион, которого не было

18 апреля 2019, 18:28
Версия для печати Версия для печати

В прокате — «Код красный» с Джуди Денч в главной роли. Шпионский триллер, утверждающий парадоксальную для жанра мысль: разведчики вовсе не те, кем кажутся.

В основе сюжета фильма — реальная, и весьма громкая история, произошедшая в девяностые годы в Британии. Тогда ветеран КГБ Василий Митрохин передал в британское посольство в Риге обширный архив документов, связанных с советской разведкой. Среди бумаг обнаружили те, после знакомства с которыми Ми-5 арестовала тихую пенсионерку Мелиту Норвуд. Выяснилось, что в сороковые годы она передавала советским разведчикам секретные документы, связанные с британским атомным проектом. Девяностолетняя старушка перед телекамерами призналась в шпионаже, но сажать в тюрьму ее не стали.

Телевизионный сценарист Линдси Шапиро не стала подробно переносить шпионский скандал — тут нет ни Митрохина, ни британских властей, ни жадных до скандалов желтых журналистов. Имя главной героини — и то изменено: здесь ее зовут Джоан Стенли. Шапиро пошла не самым очевидным образом: «Код красный» показывает не шпионский скандал, а юность наивной идеалистки, девушки-физика. Старушка, пока ее допрашивают, возвращается в своем воображении в молодость, тридцатые-сороковые годы. Сотрудничество с разведкой в этом сюжете существует на равных с учебой в Кембридже, влюбленностями, отношениями с друзьями. Да, и сотрудничество это — не явки и пароли, а общение с приятелями в пабах и чайных. Подружка симпатизирует коммунистам, первая любовь тоже, просят вот помочь — почему не прислушаться?

Под стать и режиссер, который переносит сюжет на экран. Тревор Нанн вообще-то не киношник, он заслуженный деятель Бродвея и Вест-Энда, театральный постановщик шекспировской драматургии. Что фильму идет только на пользу: здесь нет внешних эффектов, сильных визуальных ходов. По большому счету, только актерские работы — основательные, серьезные. В первую очередь, Джуди Денч, которая играет главную героиню в старости. Прима британской актерской школы в очередной раз демонстрирует все ее сильные стороны: органику, умение совершенно незаметно на глазах у зрителя перевоплощаться (в сцене выступления Джоан перед прессой она превращается из бойкой пенсионерки в пугающую, униженную, несчастную и больную старуху). Ровно ту же основательность и старошкольность демонстрирует и молодая шпана: звезда Kingsman Софи Куксон, играя Джоан в юности, в полный рост показывает, что такое хорошая, крепкая актерская работа. Модельный красавчик Том Хьюз не отстает: в образе еврея-коммуниста, фанатика идеи равенства и рая для рабочих, убедителен на сто процентов.

Этот странный, совершенно неподходящий залихватской основе сюжета подход дает неожиданные плоды. «Код», может, самый необычный шпионский фильм: он показывает не события, а их подоплеку. Не предательства и спецоперации, а то, что, собственно, толкает людей на то, чтобы в этом принимать участие. Идеализм, наивность, страх, усталость от войн и ненависти, желание хоть что-то изменить. Джоан решается передавать своим друзьям по Кембриджу секретные документы, касающиеся атомного проекта, в котором она задействована, после того, как слышит по радио объявление о бомбардировке Хиросимы. Она начинает снимать копии с бумаг, с которыми работает, не ради идеи — равенства, свободы или еще чего-то. Просто потому, что достали бесконечные войны, хочется жить спокойно, рожать детей, шляться с коляской по парку, сидеть в пабе, пить чай и не прятаться между мешков с песком от бомб. Просто потому, что, если у всех будет одно и то же оружие, может, войны не будет. И эта простая человеческая история имеет одно, очень большое преимущество перед бесчисленными триллерами по романам Джона Ле Карре. Она трогает, она попросту убедительна и понятна любому зрителю на эмоциональном уровне. Этим шпионские триллеры редко могут похвастаться.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

 

Новая музыка марта: эмбиент Брайана Ино, техно-рэп Аигел, лиричная Арбенина, простой Леонид Федоров и не только

С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».

Статьи

>