“рюкачество с большими ушами: зачем “им ЅЄртон возродил слонЄнка ƒамбо

28 марта 2019, 13:40
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ прокате — «ƒамбо», игровой римейк классического диснеевского мультика про летающего слона. ѕо совместительству — очень лична€ и наиболее мастерски сделанна€ работа “има ЅЄртона. » прокл€тье шоу-бизнеса.

ЅЄртон — визионер, фантазер, сказочник. Ќо, в первую очередь, мастер стилизации. ќн вдохновл€етс€ √олливудом тридцатых, архитектурой Ќью-…орка двадцатых, модой ар-нуво, из тоски по наивной и прекрасной эпохе между мировыми войнами выплавл€ет свои лучшие фильмы: от «Ѕэтменов» (вс€ фантазийность которых держалась на стилизации под гангстерское кино) до «Ёда ¬уда» (пр€мого признани€ в любви эпохе). ј где ностальгии и стилизации, реконструкции эпохи не было — не было и азарта, драйва.  ак в «јлисе»: €рко, цепко, но мертво. Ѕолее того — любой другой стиль не оказываетс€ таким уж топливом дл€ режиссерской фантазии: скажем, старушка-јнгли€ не оживл€ет экранной реальности, в чем легко убедитьс€ в «—уини “одде». “ак что диснеевский мультик дл€ него — не жест отча€ни€ и не капитул€ци€ перед кинобизнесом, а очередное обращение к вечному источнику вдохновени€. ѕрекрасной эпохе наивной и молодой јмерики.

—южет почти неизменен: в цирке рождаетс€ слоненок с огромными ушами. ¬ы€сн€етс€, что он умеет летать, а друзь€ ему помогают реализовать талант. —ценарист Ёрен  рюгер, дл€ которой «ƒамбо» перва€ детска€ работа (более всего она известна как драматург «“рансформеров»), наполнила этот сюжет максимально бытовыми, достоверными детал€ми. »менно они делают фильм семейным: пока дети умил€ютс€ слонику, взрослые сопереживают отцу главных героев, ветерану ѕервой мировой, потер€вшему на войне руку, жена которого умерла во врем€ эпидемии испанки. Ќаконец, тут использован приЄм параллельных сюжетов: дети, опекающие ƒамбо, потер€ли маму. ƒамбо тоже тер€ет свою — слониху продают, решив, что она опасна дл€ зрителей.

ЅЄртона от этого материала и от сочиненных  рюгер деталей, попросту говор€, прЄт. “ут очевидно, что тридцатые, истори€ — то топливо, на котором режиссерска€ фантази€ работает с тройной силой.  онцентраци€ трюков и эффектов зашкаливает. ¬ плане звука: ƒамбо, например, в одной из сцен принимает клаксон автомобил€ за зов матери-слонихи (тем более эффектен ход, что на машине приезжает главный злодей — покупать цирк с потрохами).  ак полагаетс€ визионеру, ЅЄртон фонтанирует эффектными картинками: на прощание слон получает поцелуй красотки-наездницы. —лед от помады остаетс€ на лбу — как точка-бинди (естественно — уезжает-то зверенок в »ндию).

Ќасколько несдержан ЅЄртон в плане визуального и звукового решени€, настолько же он скуп в работе с актерами. » это тот случай, когда фильм от этого только выигрывает: никто здесь не стараетс€ быть «детским», все играют максимально серьезно, не как в диснеевском фильме, а как в основательной драме.  олин ‘аррелл выжимает максимум из образа травмированного войной бойца, одинокого и глубоко несчастного. ƒл€ ƒэнни ƒе¬ито роль хоз€ина цирка вовсе подарок судьбы: о смешном коротышке и думать забыли, а тут он снова в деле, похлеще чем в комеди€х рубежа восьмидес€тых-дев€ностых. «лодей-бизнесмен, скупающий чудеса и не жалеющий ничего ради выгоды — образ плосковатый, но ћайкл  итон превращает его в достойного бондианы демонического геро€ с седой шевелюрой.

ЅЄртон не только вдохновл€етс€ стилем. „ужой (диснеевска€ основа и сценарий  рюгер) материал позвол€ет ему еще и выстраивать сугубо личное, очень свое высказывание. Ѕогатое образами и трогающее за душу прокл€тье шоу-бизнесу. «ƒамбо» — фильм о том, что никакой цирк с кон€ми, никака€ слава, никака€ творческа€ реализаци€ не стоит любви, близости. Ќельз€ платить за зрелище своей жизнью. «ƒамбо» ƒисне€ кончаетс€ там, где начинаетс€ насто€ща€ драматурги€ фильма ЅЄртона. –исованный слоненок отправл€лс€ навстречу славе, в √олливуд. ƒамбо ЅЄртона возвращаетс€ в »ндию — вместе с матерью. ќтчасти это свойство времени. ƒисней свой мультик рисовал в сороковые, когда еще была жива велика€ иллюзи€ возможности творческой реализации с сохранением себ€. “еперь в это никто не верит, все знают: за славу надо платить кровью.

¬ последних кадрах ЅЄртон раскрывает карты. ÷ирк превращаетс€ просто в группу товарищей, тут все занимаютс€ тем, что действительно люб€т. ј дрессированные слоны и чудеса остаютс€ только в виде фильмов, которые крут€т в шатре. —цена достойна€ того, чтобы стать кредо ЅЄртона. ’орошо было на заре шоу-бизнеса, в лихие тридцатые. Ќо лучше в те времена не возвращатьс€, а сентиментально вздыхать о них и фантазировать на их тему.

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру»

 

Ђ акой бы ужасной ни была война, она не может быть такой жестокойї

9 августа Ч 77-€ годовщина атомной бомбардировки Ќагасаки.   этой дате в московском издательстве Individuum вышла книга Ђ олокол Ќагасакиї. Ђ‘онтанкаї с разрешени€ издательства публикует ее фрагмент.

—татьи

>