
«В объятьях лжи»: Зачем автор «Интервью с вампиром» превратил Изабель Юппер в маньяка

В прокате — «В объятьях лжи». Во-первых, отличный триллер. Во-вторых, увлекательный ребус: внутри страшилки кроется красиво выстроенное высказывание о противостоянии старого и нового. В-третьих — и для зрителей это самое важное — лучшие актерские работы Изабель Юппер и Хлои Морец.
Нил Джордан — из тех британцев (окей, для точности он все-таки ирландец), что регулярно снимают ладно скроенное, очень актерское кино, но всегда остаются в тени своих фильмов. Широкая аудитория его имени не знает — а вот фильмы прекрасно знакомы если не всем, то многим. Джордан снял «Завтрак на Плутоне», пестрый бенефис Киллиана Мерфи, в котором тот играет провинциального трансвестита в поисках счастья; «Отважную» — драму с Джоди Фостер, героиня которой бродит по Нью-Йорку в поисках уличных хулиганов и маньяков, чтобы мстить им за старую обиду. Наконец, самая известная его работа, которую точно все видели — «Интервью с вампиром».
«В объятьях» — тоже очень актерское кино. Весь сюжет держится на двух характерах и тонкостях драматургии их отношений. Наивная провинциалка находит в нью-йоркской подземке оставленную кем-то сумочку. Как честная девочка, решает вернуть ее владелице. Та оказывается милой старушкой, рассказывает о жизни, кормит обедами, поит кофе. Но быстро выясняется, что бабуля маньяк: сумочек у нее уйма, раскладывает она их по метро всё время, а честных девочек охмуряет, чтобы потом запереть в подвале и наблюдать, как они медленно умирают.
«Интервью с вампиром» не было вампирским кино; «Завтрак» не умещался в узкие рамки ЛГБТ-фильмов; «Отважную» боевиком можно было назвать, только если фильм вовсе не видеть, а только прочесть аннотацию. «Объятья» пугают, фильм правда страшный, но самое главное тут не в самом сюжете. Смотреть их всё равно, что разгадывать кроссворд: Джордан через форму триллера, историю о маньяке и жертве говорит о много большем. Об отношениях старого и нового, молодости и дряхлости, Америки и Европы. Наивную барышню старуха охмуряет Шопеном и Листом, французскими словечками, вроде «ма шери» и байками о дочке, которая живет в Париже, восточноевропейской кухней и смакованием французских же вин. Молодость, разинув рот, все это впитывает, а когда очухивается и понимает, что попала в капкан, связана по рукам и ногам и заперта в потайной комнатке — поздно хоть что-то предпринимать. В этом смысле «Объятья» в равной степени триллер и остроумная сатира на американские грезы о Европе, фантазии об утонченном Париже, мире искусства и философии. Фильм вообще, если смотреть его внимательно, в равной степени страшный и смешной: когда со старухой, наконец, удается совладать, то и запирают ее, используя вместо замка, стальную модельку Эйфелевой башни (вроде тех, что продают арабы на набережных Сены).
Как актерский режиссер, Джордан строит сюжет не только на такой вот игре ума и владении формой. Сам дуэт исполнительниц главных ролей — стопроцентное попадание в цель. Худосочная, пыльная и тетя-зомби с красными глазами Юппер против пухлощекой витальной Хлои Грейс Морец. В общем, ничего можно было бы к самим этим двум фигурам не добавлять: конфликт кадавра и пионерки содержится в самой физиологии актрис. Но мощная драматургия превращает «Объятья» в нечто большее. Для обеих актрис эти роли — лучшие. Юппер, работавшая со всеми великими — от Ханеке и Брейя до Озона и Верхувена, величайшая европейская актриса современности — не имела в фильмографии лишь одного. Популярной, народной, если угодно, роли. Такой, чтобы ее фактура и психофизика отлились в запоминающийся, цепкий образ. Джордан ей такую работу подарил — теперь и подростки будут знать, кто самая страшная старушка на свете. Про Морец и говорит нечего. До сих пор она была просто милой девочкой из «Пипца», актером-ребенком. Теперь — взрослая и большая актриса, способная на многое, умеющая строить драматургию роли, смелая и экспрессивная. А главное — обычно европейцы и американцы на экране действительно смотрятся странно. Французы играют преувеличенно, театрально; американцы воспитаны деликатной, камерной школой. Объединять их на экране пока ни у кого не получалось — а Джордану это удалось. Юпперовская экспрессия (в какой-то момент она вовсе пускается в пляс, готовясь напасть на очередную жертву) здесь более чем уместна и оттенена сдержанностью Морец. Так что режиссеру надо не только знак качества выдавать, но и орден дружбы народов. Что забавно — если учесть, что речь идет о фильме про войну двух миров и возрастов.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4 — 6 июля: VK Fest, «ЭтоЭтно» и вторая часть проекта о Бродском
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 04 июля 2025 - БДТ отреставрирует Каменноостровский театр — там около года не будет спектаклей
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
29 июня 2025, 20:28
-
04 июля 2025, 23:26