«В объятьях лжи»: Зачем автор «Интервью с вампиром» превратил Изабель Юппер в маньяка
В прокате — «В объятьях лжи». Во-первых, отличный триллер. Во-вторых, увлекательный ребус: внутри страшилки кроется красиво выстроенное высказывание о противостоянии старого и нового. В-третьих — и для зрителей это самое важное — лучшие актерские работы Изабель Юппер и Хлои Морец.
Нил Джордан — из тех британцев (окей, для точности он все-таки ирландец), что регулярно снимают ладно скроенное, очень актерское кино, но всегда остаются в тени своих фильмов. Широкая аудитория его имени не знает — а вот фильмы прекрасно знакомы если не всем, то многим. Джордан снял «Завтрак на Плутоне», пестрый бенефис Киллиана Мерфи, в котором тот играет провинциального трансвестита в поисках счастья; «Отважную» — драму с Джоди Фостер, героиня которой бродит по Нью-Йорку в поисках уличных хулиганов и маньяков, чтобы мстить им за старую обиду. Наконец, самая известная его работа, которую точно все видели — «Интервью с вампиром».
«В объятьях» — тоже очень актерское кино. Весь сюжет держится на двух характерах и тонкостях драматургии их отношений. Наивная провинциалка находит в нью-йоркской подземке оставленную кем-то сумочку. Как честная девочка, решает вернуть ее владелице. Та оказывается милой старушкой, рассказывает о жизни, кормит обедами, поит кофе. Но быстро выясняется, что бабуля маньяк: сумочек у нее уйма, раскладывает она их по метро всё время, а честных девочек охмуряет, чтобы потом запереть в подвале и наблюдать, как они медленно умирают.
«Интервью с вампиром» не было вампирским кино; «Завтрак» не умещался в узкие рамки ЛГБТ-фильмов; «Отважную» боевиком можно было назвать, только если фильм вовсе не видеть, а только прочесть аннотацию. «Объятья» пугают, фильм правда страшный, но самое главное тут не в самом сюжете. Смотреть их всё равно, что разгадывать кроссворд: Джордан через форму триллера, историю о маньяке и жертве говорит о много большем. Об отношениях старого и нового, молодости и дряхлости, Америки и Европы. Наивную барышню старуха охмуряет Шопеном и Листом, французскими словечками, вроде «ма шери» и байками о дочке, которая живет в Париже, восточноевропейской кухней и смакованием французских же вин. Молодость, разинув рот, все это впитывает, а когда очухивается и понимает, что попала в капкан, связана по рукам и ногам и заперта в потайной комнатке — поздно хоть что-то предпринимать. В этом смысле «Объятья» в равной степени триллер и остроумная сатира на американские грезы о Европе, фантазии об утонченном Париже, мире искусства и философии. Фильм вообще, если смотреть его внимательно, в равной степени страшный и смешной: когда со старухой, наконец, удается совладать, то и запирают ее, используя вместо замка, стальную модельку Эйфелевой башни (вроде тех, что продают арабы на набережных Сены).
Как актерский режиссер, Джордан строит сюжет не только на такой вот игре ума и владении формой. Сам дуэт исполнительниц главных ролей — стопроцентное попадание в цель. Худосочная, пыльная и тетя-зомби с красными глазами Юппер против пухлощекой витальной Хлои Грейс Морец. В общем, ничего можно было бы к самим этим двум фигурам не добавлять: конфликт кадавра и пионерки содержится в самой физиологии актрис. Но мощная драматургия превращает «Объятья» в нечто большее. Для обеих актрис эти роли — лучшие. Юппер, работавшая со всеми великими — от Ханеке и Брейя до Озона и Верхувена, величайшая европейская актриса современности — не имела в фильмографии лишь одного. Популярной, народной, если угодно, роли. Такой, чтобы ее фактура и психофизика отлились в запоминающийся, цепкий образ. Джордан ей такую работу подарил — теперь и подростки будут знать, кто самая страшная старушка на свете. Про Морец и говорит нечего. До сих пор она была просто милой девочкой из «Пипца», актером-ребенком. Теперь — взрослая и большая актриса, способная на многое, умеющая строить драматургию роли, смелая и экспрессивная. А главное — обычно европейцы и американцы на экране действительно смотрятся странно. Французы играют преувеличенно, театрально; американцы воспитаны деликатной, камерной школой. Объединять их на экране пока ни у кого не получалось — а Джордану это удалось. Юпперовская экспрессия (в какой-то момент она вовсе пускается в пляс, готовясь напасть на очередную жертву) здесь более чем уместна и оттенена сдержанностью Морец. Так что режиссеру надо не только знак качества выдавать, но и орден дружбы народов. Что забавно — если учесть, что речь идет о фильме про войну двух миров и возрастов.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Романтизм и котики. Каспар Давид Фридрих в Эрмитаже
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
02 декабря 2024, 20:25Конец года будет насыщенным в плане телесериалов: новый сезон «Игры в кальмара», приквел «Декстера», очередная история из телевселенной «Звёздных войн», парочка приличных экранизаций вроде «Ста лет одиночества» и шестой книги про Корморана Страйка от Джоан Роулинг, а ещё несколько добротных отечественных телепроектов вроде «Первого номера» и «Прометея».
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30