«Время возмездия»: Как Николь Кидман перезагрузила на экране феминизм и себя

14 марта 2019, 16:42
Версия для печати Версия для печати

В прокате — криминальная драма «Время возмездия». Одновременно лучшая актерская работа Николь Кидман и смелая попытка примерить на героиню типичный мужской образ.

Кому-кому, а Николь Кидман жаловаться на нехватку больших и серьезных работ грех. Она снималась и у Кубрика, и у Лантимоса, и у Пака, но всегда казалось, что ожидание роли сулит больше, чем получается в итоге. Как будто ни у кого нет ключа к актрисе, никто не может найти образ, в котором можно было бы выгодно, в полный рост показать все ее способности. В этом смысле «Время возмездия» — лучшая ее работа. Здесь впервые ясно, почему Кидман — великая актриса.

Ее героиня служит в полиции, пьет напропалую и залечивает былые раны. До тех пор, пока в поле ее зрения не попадает вернувшийся после долгих лет отсутствия бандит. Которого она считает долгом поймать. Потому что когда-то он разрушил ее жизнь.

Кидман тут играет, по большому счету, две роли. Героиню молодости и уже весьма потертую жизнью. И в обеих одновременно узнаваема и органична. Одинаково легко входит и в шкуру наивной девушки-полицейского, которую отправили работать под прикрытием, а она провалила операцию, и в образе стареющей алкоголички с мешками под глазами, спутанными патлами и сизым носом. Тут дело даже не в гриме — его как раз совсем немного, а именно в актерском умении перевоплощаться, жертвовать красотой и ухоженностью ради роли.

И все-таки «Время…» — не бенефис Кидман. Режиссер Карин Кусама, автор боевика «Эон Флакс» и комедийного ужастика «Тело Дженнифер» — фигура отважная и даже наглая. Она не боится смелых ходов, сильных выразительных средств и обращается с кинематографической традицией запанибрата. Нет такого жанра или формата, который бы был не ее: она может адаптировать, сделать «своим» и боевик, и мелодраму, и ужастик, что наглядно продемонстрировала в прошлых работах. Вот и во «Времени» Кусама смело переламывает через колено один из самых эстетских и почитаемых жанров, нуар. Криминальную драму, главный герой которой — несчастный, многоопытный и сильно пьющий лузер. Что не мешает ему эффектно бороться с преступностью. Без такого героя нет и нуара — потому жанр и считается самым мужским.

Кусама тем и молодец, что ей плевать, что чем у кого считается. Она меняет нуаровского героя на героиню — и чудо, ровным счетом ничего не меняется. Действие не начинает буксовать, персонажу не сопереживаешь меньше. Более того — фильм от такой замены выигрывает. Слабость героя таких лент — только в пьянке, шрамах и несчастном выражении глаз. Слабость героини — в самой ее природе и, чего уж там, судьбе: ярче всего это заметно в сюжетной линии, связанной с отношениями с дочкой.

Может, «Время» — самое убедительное и одновременно тихое высказывание последних лет, которое можно назвать феминистским. Ввести женщину в экранное действие как героя с большой буквы который год пытаются многие — Marvel, например. Ничего не выходит. А у Кусама пазл складывается. Единственное, что мешает ему стать «высказыванием» — полное отсутствие публицистичности. Это слишком спокойная и художественная вещь, чтобы ее бурно обсуждать. А феминизм живет, так вышло, в дискуссиях, а не в произведениях.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

 

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>