
«Время возмездия»: Как Николь Кидман перезагрузила на экране феминизм и себя

В прокате — криминальная драма «Время возмездия». Одновременно лучшая актерская работа Николь Кидман и смелая попытка примерить на героиню типичный мужской образ.
Кому-кому, а Николь Кидман жаловаться на нехватку больших и серьезных работ грех. Она снималась и у Кубрика, и у Лантимоса, и у Пака, но всегда казалось, что ожидание роли сулит больше, чем получается в итоге. Как будто ни у кого нет ключа к актрисе, никто не может найти образ, в котором можно было бы выгодно, в полный рост показать все ее способности. В этом смысле «Время возмездия» — лучшая ее работа. Здесь впервые ясно, почему Кидман — великая актриса.
Ее героиня служит в полиции, пьет напропалую и залечивает былые раны. До тех пор, пока в поле ее зрения не попадает вернувшийся после долгих лет отсутствия бандит. Которого она считает долгом поймать. Потому что когда-то он разрушил ее жизнь.
Кидман тут играет, по большому счету, две роли. Героиню молодости и уже весьма потертую жизнью. И в обеих одновременно узнаваема и органична. Одинаково легко входит и в шкуру наивной девушки-полицейского, которую отправили работать под прикрытием, а она провалила операцию, и в образе стареющей алкоголички с мешками под глазами, спутанными патлами и сизым носом. Тут дело даже не в гриме — его как раз совсем немного, а именно в актерском умении перевоплощаться, жертвовать красотой и ухоженностью ради роли.
И все-таки «Время…» — не бенефис Кидман. Режиссер Карин Кусама, автор боевика «Эон Флакс» и комедийного ужастика «Тело Дженнифер» — фигура отважная и даже наглая. Она не боится смелых ходов, сильных выразительных средств и обращается с кинематографической традицией запанибрата. Нет такого жанра или формата, который бы был не ее: она может адаптировать, сделать «своим» и боевик, и мелодраму, и ужастик, что наглядно продемонстрировала в прошлых работах. Вот и во «Времени» Кусама смело переламывает через колено один из самых эстетских и почитаемых жанров, нуар. Криминальную драму, главный герой которой — несчастный, многоопытный и сильно пьющий лузер. Что не мешает ему эффектно бороться с преступностью. Без такого героя нет и нуара — потому жанр и считается самым мужским.
Кусама тем и молодец, что ей плевать, что чем у кого считается. Она меняет нуаровского героя на героиню — и чудо, ровным счетом ничего не меняется. Действие не начинает буксовать, персонажу не сопереживаешь меньше. Более того — фильм от такой замены выигрывает. Слабость героя таких лент — только в пьянке, шрамах и несчастном выражении глаз. Слабость героини — в самой ее природе и, чего уж там, судьбе: ярче всего это заметно в сюжетной линии, связанной с отношениями с дочкой.
Может, «Время» — самое убедительное и одновременно тихое высказывание последних лет, которое можно назвать феминистским. Ввести женщину в экранное действие как героя с большой буквы который год пытаются многие — Marvel, например. Ничего не выходит. А у Кусама пазл складывается. Единственное, что мешает ему стать «высказыванием» — полное отсутствие публицистичности. Это слишком спокойная и художественная вещь, чтобы ее бурно обсуждать. А феминизм живет, так вышло, в дискуссиях, а не в произведениях.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Не то, чем кажутся. Какие экспонаты петербургских музеев рассказывают о войнах и потрясениях — а вы этого не подозреваете
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50