В музее Зощенко продлилась выставка о Леньке и Миньке. Она оборудована для слабовидящих детей

Государственный литературный музей «XX век» продлил выставку «Дело было так…» по детским рассказам М. М. Зощенко «Лёля и Минька». Экспозиция работала с 26 декабря 2018 года до 11 февраля, и по просьбам посетителей возобновляется с 5 до 31 марта 2019 года.
В выставочном зале музея появился огромный, в человеческий рост, чемодан с макетами комнат из зощенковских рассказов, миниатюрными фигурками героев и предметами конца XIX – начала XX века. Некоторые из них, например, фарфоровую куклу (отсылка к рассказу «Ёлка»), пару галош (напоминающих о рассказе «Галоши и мороженое»), ватные ёлочные игрушки или щипцы для колки сахара можно подержать в руках, рассмотрев самые мелкие детали.
Во время экскурсий по выставке сотрудники музея ведут с посетителями разговор о «Лёльке и Миньке» и о том, как эти рассказы отразили эпоху Зощенко и его собственное детство. Дети и взрослые также играют в викторину, смотрят мультфильм «Ёлка», пишут перьевыми ручками и расставляют предметы в макетах комнат.

Фото: Анастасия Стрельникова
«В музее довольно небольшое пространство и это главный ограничивающий момент: всегда возникает вопрос, как выставку расположить. Так и возникла идея шкафа, вместившего в себя некоторые предметы», — рассказала «Фонтанке» младший научный сотрудник музея и автор концепции выставки Татьяна Раншакова.
Одна из главных особенностей экспозиции заключается в том, что она адаптирована для незрячих посетителей. В этом музею помогала библиотека для слепых и магистрант Санкт-Петербургского государственного института культуры Александра Зайцева.
«Мы провели два занятия с незрячими подростками, и эта тема их заинтересовала. Большого различия между интересом зрячего и незрячего ребенка к предметному ряду нет. Отличается только способ познания», — отмечает Раншакова.

Фото: Анастасия Стрельникова
По статистике, которая есть в распоряжении музея, за год выставок, адаптированных для незрячих и слабовидящих, в Петербурге проходит не более пяти. Такие проекты очень сложны в организации: «Мы не понимаем, какой подход нужен для слабовидящих. Если ты ни разу не работал с ними, то прочитать тонну методичек недостаточно. Нужна практика и проводники, которые покажут тебе дорогу в этот мир».
«Выставки и экскурсии такого характера хороши, потому что заставляют аудиторию уложиться в определённое время. Гостям требуется прийти в назначенный час, мобилизовать себя и быть активными, и это приводит к социализаии, — отмечает Татьяна Раншакова. — А еще такие выставки — возможность посетить новые культурные площадки, ведь незрячие посетители обычно ходят только в библиотеку для слепых».
В конце 2019 года экспозиция «Дело было так…» переместится в библиотеку для слепых, где будет дополнена новыми материалами. Не исключено, что в дальнейшем выставку перевезут в библиотеку имени Зощенко в Сестрорецке или в городскую библиотеку имени Лермонтова.
«Возможности для путешествия этого проекта большие», — говорит Татьяна Раншакова.
Подробнее о выставке можно узнать в соцсетях музея . Она подходит для детей от 6 лет.
Анастасия Стрельникова, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
«Запасайтесь, дьяволы, гробами»: У Зощенко появился стикерпак в Telegram

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35