В музее Зощенко продлилась выставка о Леньке и Миньке. Она оборудована для слабовидящих детей

Государственный литературный музей «XX век» продлил выставку «Дело было так…» по детским рассказам М. М. Зощенко «Лёля и Минька». Экспозиция работала с 26 декабря 2018 года до 11 февраля, и по просьбам посетителей возобновляется с 5 до 31 марта 2019 года.
В выставочном зале музея появился огромный, в человеческий рост, чемодан с макетами комнат из зощенковских рассказов, миниатюрными фигурками героев и предметами конца XIX – начала XX века. Некоторые из них, например, фарфоровую куклу (отсылка к рассказу «Ёлка»), пару галош (напоминающих о рассказе «Галоши и мороженое»), ватные ёлочные игрушки или щипцы для колки сахара можно подержать в руках, рассмотрев самые мелкие детали.
Во время экскурсий по выставке сотрудники музея ведут с посетителями разговор о «Лёльке и Миньке» и о том, как эти рассказы отразили эпоху Зощенко и его собственное детство. Дети и взрослые также играют в викторину, смотрят мультфильм «Ёлка», пишут перьевыми ручками и расставляют предметы в макетах комнат.

Фото: Анастасия Стрельникова
«В музее довольно небольшое пространство и это главный ограничивающий момент: всегда возникает вопрос, как выставку расположить. Так и возникла идея шкафа, вместившего в себя некоторые предметы», — рассказала «Фонтанке» младший научный сотрудник музея и автор концепции выставки Татьяна Раншакова.
Одна из главных особенностей экспозиции заключается в том, что она адаптирована для незрячих посетителей. В этом музею помогала библиотека для слепых и магистрант Санкт-Петербургского государственного института культуры Александра Зайцева.
«Мы провели два занятия с незрячими подростками, и эта тема их заинтересовала. Большого различия между интересом зрячего и незрячего ребенка к предметному ряду нет. Отличается только способ познания», — отмечает Раншакова.

Фото: Анастасия Стрельникова
По статистике, которая есть в распоряжении музея, за год выставок, адаптированных для незрячих и слабовидящих, в Петербурге проходит не более пяти. Такие проекты очень сложны в организации: «Мы не понимаем, какой подход нужен для слабовидящих. Если ты ни разу не работал с ними, то прочитать тонну методичек недостаточно. Нужна практика и проводники, которые покажут тебе дорогу в этот мир».
«Выставки и экскурсии такого характера хороши, потому что заставляют аудиторию уложиться в определённое время. Гостям требуется прийти в назначенный час, мобилизовать себя и быть активными, и это приводит к социализаии, — отмечает Татьяна Раншакова. — А еще такие выставки — возможность посетить новые культурные площадки, ведь незрячие посетители обычно ходят только в библиотеку для слепых».
В конце 2019 года экспозиция «Дело было так…» переместится в библиотеку для слепых, где будет дополнена новыми материалами. Не исключено, что в дальнейшем выставку перевезут в библиотеку имени Зощенко в Сестрорецке или в городскую библиотеку имени Лермонтова.
«Возможности для путешествия этого проекта большие», — говорит Татьяна Раншакова.
Подробнее о выставке можно узнать в соцсетях музея . Она подходит для детей от 6 лет.
Анастасия Стрельникова, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
«Запасайтесь, дьяволы, гробами»: У Зощенко появился стикерпак в Telegram

Лампа Аладдина и не только: Эрмитаж открыл выставку светильников Востока
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
05 июля 2025, 23:26
-
04 июля 2025, 08:30