Украденный «Крым» показали общественности в Русском музее. Картину отреставрируют и перенесут на другой холст
Картину «Ай-Петри. Крым», украденную с временной выставки в Третьяковской галерее, впервые после инцидента показали общественности. Демонстрация полотна Архипа Куинджи состоялась 4 марта в Русском музее.
Фото: Анастасия Семенович/"Фонтанка.ру"
«В правой части работы остались царапины — вероятно, от того, что похититель неаккуратно вынимал её из рамы», — рассказали специалисты музея. Повреждения будут тонировать, но уже после весенней выставки: картины Куинджи на тему Крыма обещают выставить в конце марта-начале апреля.
Реставратор Наталья Романова, которая возьмётся за «Ай-Петри. Крым», отмечает, что работа и сейчас в удовлетворительном состоянии. Но московский инцидент станет поводом решить более глубокие проблемы, появившиеся ещё до злосчастной выставки в Третьяковке. Дело в том, что картина поступила в собрание музея в 1930 году не в первоначальном виде: изображение, изначально написанное на одном бумажном листе, прибыло из Общества художников имени А.И. Куинджи уже с основой в виде холста. «После реставрационного совета будет решено, как картина будет жить дальше: на этом холсте или на другом. При переводе на новый холст авторская бумага остаётся в неприкосновенности, она не повреждается. Для неё создаётся дополнительная основа», — подчеркнула Романова. Грядущая реставрация будет первой для «Ай-Петри»: ранее проводились лишь «косметические» работы.
Фото: Анастасия Семенович/"Фонтанка.ру"
Картина вернулась в родной музей в обновке: Третьяковская галерея для защиты установила на ней особое стекло, которому очень рады в Русском музее. Это дорогое, качественное антибликовое стекло, отдельной подписью москвичи даже предупредили, что «тряпочкой его протирать нельзя», — рассказала старший научный сотрудник отдела живописи Галина Кречина. На других работах Куинджи в Русском музее таких стёкол нет и ставить не планируется — здесь считают, что зрителю приятнее видеть живопись, что называется, вживую. После нападения на «Данаю» в Эрмитаже в 1985 году Русский музей занялся повальным остеклением работ. «И это было несчастье, — рассказывает Кречина. — Тогда не было антибликовых стёкол, всё бликовало. Потом, в двухтысячные, мы готовились к юбилейной выставке и сняли стёкла».
Сейчас картина выглядит «потрепанной» не только из-за царапин: после того, как произведение извлекли из рамы и вставили обратно, стали видны, например, авторские недописанные кромки. Эту проблему тоже обещают решить по ходу реставрации.
После весенней выставки и реставрации «Ай-Петри. Крым» отправится обратно в фонды – на постоянной экспозиции картина не появится. Впрочем, это не отменяет того факта, что теперь вынести «Крым» из музея может каждый — в форме сувенира и атрибутики. Правда, обойдётся недёшево — такой нужный в петербургском хозяйстве элемент, как дождевик с «Крымом» в сувенирной лавке музея стоит 2,9 тыс. рублей. Корреспондент «Фонтанки» поинтересовалась статистикой продаж, но её пока нет: линейку запустили всего три дня назад.
Напомним, картину из собрания Русского музея «Ай-Петри. Крым» 27 января похитил предприниматель из Феодосии прямо с выставки в Третьяковской галерее, на глазах смотрителей. Полотно обнаружили на следующий день, его осмотрели прибывшие в Москву сотрудники Русского музея, после чего картина была снабжена тем самым особым стеклом и возвращена на выставку. Сейчас эта работа Куинджи вернулась в Петербург вместе с остальными работами художника.
Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также: Случай «вопиющий», но «не из ряда вон»: Что кража Куинджи рассказала о безопасности в российских музеях
Средневековье не только страдает: Русский музей показал богатства XVII века
Нейросеть Пелевин. Рецензия на новую книгу «Круть»
Новости
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
- 26 сентября 2024 - Валерий Гергиев торжественно откроет концертный зал в новом культурном центре
Статьи
-
02 октября 2024, 17:33Конный портрет 1856 года кисти прусского художника Франца Крюгера заказал Александр II в память об отце. Когда-то огромный портрет (размер картины — 4,55 на 2,99 метра) Николая I украшал Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца, но большую часть XX века провёл накатанным на вал, а имя автора вовсе забылось. «Фонтанка» побывала в хранении и пообщалась с хранителем музейных предметов первой категории фонда изобразительного искусства и авторской графики Музея политической истории России Екатериной Костиной, которая вводит заново обретенный предмет в научный оборот и продолжает его изучать.
-
29 сентября 2024, 16:52Васильевский остров, строящееся метро «Горный институт» с уже обозначившимися буквами над будущим входом, промышленные кварталы вокруг. Внутри квартала по 24-й линии, — полуразрушенное здание с пустыми глазницами окон, известное как Дом Евангелия. Через ворота в заборе туда и обратно снуют люди. На асфальтовой площадке перед зданием — вальяжно прогуливаются кошки и сидит на раскладных стульях съемочная группа: несколько человек смотрят на монитор, на экране — Марк Эйдельштейн, молодая звезда, один из самых обсуждаемых актеров и «краш» всех телеграм-каналов.
-
28 сентября 2024, 22:19
-
30 сентября 2024, 12:48
-
26 сентября 2024, 14:38