Триумф республики: в Михайловский возвращается "Пламя Парижа"

На 22 июля в Михайловском театре намечена масштабная премьера: реконструкция советского «драмбалета» «Пламя Парижа» на музыку Бориса Асафьева. Пять лет назад это забытое название уже вернулось в афишу, когда Алексей Ратманский поставил в Большом театре свой хит, новую версию знаменитого спектакля. Михайловский театр пошел по-другому пути. Своей задачей он видит возвращение не только названия, но и самого спектакля, как образца утраченной ныне эстетики. Ведь от нее у нас остались лишь «Ромео и Джульетта» и «Бахчисарайский фонтан», а впечатляющее «Пламя Парижа» незаслуженно забыто.
«Пламя Парижа» - балет сюжетный и костюмный (то есть, важную роль в нем играют красивые исторические костюмы). Это красочное развернутое произведение с захватывающим героико-романтическим сюжетом. Балет посвящен событиям Великой французской революции. В нем действуют маркизы и санкюлоты, актеры и короли, танцуют овернцы и баски, разыгрывается придворный спектакль и звучат революционные песни. В спектакле занято более ста человек, и танцы там должны сочетаться с серьезной актерской игрой.
Сцена с репетиции балета "Пламя Парижа"
Фото: Стас Левшин/Пресс-служба Михайловского театра
Впервые балет был поставлен в 1932 году. Его авторы – композитор Борис Асафьев, хореограф Василий Вайнонен, художник Владимир Дмитриев, и он же соавтор либретто, написанного вместе с театральным критиком Николаем Волковым. У балета был и режиссер – знаменитый Сергей Радлов, который, как и Волков с Дмитриевым, в недавнем на тот момент прошлом сотрудничал с Мейерхольдом.
Главный балетмейстер театра Михаил Мессерер, долгие годы проживший в Лондоне, убежден, что в мире давно возобновился интерес к сюжетному балету, и что такое крупное явление, как довоенная советская хореодрама, должно быть восстановлено на академической сцене.

Сцена с репетиции балета "Пламя Парижа"
Фото: Стас Левшин/Пресс-служба Михайловского театра
Театр трудится над спектаклем очень серьезно. Мессерер скрупулезно возобновляет текст, собирая воспоминания и сохранившиеся кинозаписи и сравнивая разные версии. Главный художник театра Вячеслав Окунев провел целое исследование, сопоставляя сценографию легендарного Владимира Дмитриева с конкретными местами Парижа. А балерины не только работают над своими партиями, но и читают книжку Феликса Гра «Марсельцы», которая была положена в основу либретто.

Макет декораций спектакля "Пламя Парижа"
В преддверии премьеры в театре была проведена пресс-конференция. Михаил Мессерер рассказал о своих впечатлениях о старом спектакле, в котором он неоднократно участвовал и который хорошо помнит, и коснулся ключевых проблем реконструкции. По мнению хореографа, восстановление балета восьмидесятилетней давности не должно быть механическим, и, работая над той или иной сценой, он всегда задавался вопросом: как бы Вайнонен поставил эту сцену сегодня. Михаил Мессерер упомянул также о достоинствах не только самой первой, но и других авторских редакций (балет, имевший большой успех, тут же был поставлен Вайноненом в Москве, а потом дважды возобновлен в откорректированном виде).
После хореографа слово взял продюсер постановки. Генеральный директор давнего партнера театра ООО «ЛенСпецСтрой» Дмитрий Астафьев. Он рассказал, почему из всех обсуждавшихся театром драмбалетов выбор пал именно на «Пламя Парижа». По словам Дмитрия Астафьева, решающими здесь были три вещи: то, что изначально «Пламя Парижа» создано в Ленинграде, то, что Михаила Мессерера связывают с этим балетом особые, семейные отношения (среди первых московских исполнителей были его мать и дядя) и, наконец, то, что балет, по его убеждению, должен иметь успех: «Само название - «Пламя Парижа» - уже привлекает внимание. А высокий художественный уровень постановки в сочетании с напряженной драматургией сюжета, повествующего о событиях Великой французской революции, надеюсь, обеспечит балету достойное место в репертуаре Михайловского театра».
Арина Вандейко, «Фонтанка.ру»

Давай лучше дома: как российские фильмы проваливаются в прокате и почему
Новости
- 29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 07 мая 2025 - Стали известны даты и программа Фестиваля тюльпанов на Елагином острове
- 06 мая 2025 - Умер сооснователь и идеолог Праздника корюшки
- 05 мая 2025 - Розенбаум, Пелагея, песни СВО: стала известна программа праздничного концерта на Дворцовой в День Победы
- 04 мая 2025 - Леди Гага дала свой самый большой концерт, собрав рекордное число слушателей на пляже Копакабана
- 01 мая 2025 - После просушки открыли Михайловский и Летний сады, а также некоторые другие парки и скверы
Статьи
-
06 мая 2025, 21:11В Пикетном зале Эрмитажа до конца лета будет открыта выставка «„Божественный Микеланьоло“ и его современники», приуроченная к 550-летию с его рождения. Кураторы выстроили ее вокруг единственного произведения великого итальянского скульптора в России — «Скорчившегося мальчика». И это повод узнать почти детективную историю эрмитажного шедевра и его скрытый смысл, понять, каким человеком был ее великий создатель, а также посмотреть работы его лучшего друга, его главного соперника и другие выдающиеся произведения времени.
-
05 мая 2025, 12:48В прокат вышла военно-историческая драма «В списках не значился» по одноименной повести Бориса Васильева 1974 года. Самое известное лицо в фильме принадлежит одному из продюсеров — Владимиру Машкову, сыгравшему старшину Степана Матвеевича. Главного героя Колю Плужникова и других молодых защитников Брестской крепости играют актеры Московского театра Олега Табакова, которым руководит Машков.
-
02 мая 2025, 16:40Май приготовил сериалы самой разнообразной тематики. Среди отечественных превалируют патриотические телепроекты в связи с 80-й годовщиной Великой Победы: от военных драм «Таганрог», «Солдатская мать» и «По следу зверя» до байопика Марии Бутиной, а заодно и новый сезон «Фишера». Из иностранных — свежие сезоны «Покерфейс», «Девяти совсем незнакомых людей» и сиквела «Секса в большом городе» — драмеди «И просто так».
-
30 апреля 2025, 16:05
-
08 мая 2025, 02:40