Триумф республики: в Михайловский возвращается "Пламя Парижа"

На 22 июля в Михайловском театре намечена масштабная премьера: реконструкция советского «драмбалета» «Пламя Парижа» на музыку Бориса Асафьева. Пять лет назад это забытое название уже вернулось в афишу, когда Алексей Ратманский поставил в Большом театре свой хит, новую версию знаменитого спектакля. Михайловский театр пошел по-другому пути. Своей задачей он видит возвращение не только названия, но и самого спектакля, как образца утраченной ныне эстетики. Ведь от нее у нас остались лишь «Ромео и Джульетта» и «Бахчисарайский фонтан», а впечатляющее «Пламя Парижа» незаслуженно забыто.
«Пламя Парижа» - балет сюжетный и костюмный (то есть, важную роль в нем играют красивые исторические костюмы). Это красочное развернутое произведение с захватывающим героико-романтическим сюжетом. Балет посвящен событиям Великой французской революции. В нем действуют маркизы и санкюлоты, актеры и короли, танцуют овернцы и баски, разыгрывается придворный спектакль и звучат революционные песни. В спектакле занято более ста человек, и танцы там должны сочетаться с серьезной актерской игрой.
Сцена с репетиции балета "Пламя Парижа"
Фото: Стас Левшин/Пресс-служба Михайловского театра
Впервые балет был поставлен в 1932 году. Его авторы – композитор Борис Асафьев, хореограф Василий Вайнонен, художник Владимир Дмитриев, и он же соавтор либретто, написанного вместе с театральным критиком Николаем Волковым. У балета был и режиссер – знаменитый Сергей Радлов, который, как и Волков с Дмитриевым, в недавнем на тот момент прошлом сотрудничал с Мейерхольдом.
Главный балетмейстер театра Михаил Мессерер, долгие годы проживший в Лондоне, убежден, что в мире давно возобновился интерес к сюжетному балету, и что такое крупное явление, как довоенная советская хореодрама, должно быть восстановлено на академической сцене.

Сцена с репетиции балета "Пламя Парижа"
Фото: Стас Левшин/Пресс-служба Михайловского театра
Театр трудится над спектаклем очень серьезно. Мессерер скрупулезно возобновляет текст, собирая воспоминания и сохранившиеся кинозаписи и сравнивая разные версии. Главный художник театра Вячеслав Окунев провел целое исследование, сопоставляя сценографию легендарного Владимира Дмитриева с конкретными местами Парижа. А балерины не только работают над своими партиями, но и читают книжку Феликса Гра «Марсельцы», которая была положена в основу либретто.

Макет декораций спектакля "Пламя Парижа"
В преддверии премьеры в театре была проведена пресс-конференция. Михаил Мессерер рассказал о своих впечатлениях о старом спектакле, в котором он неоднократно участвовал и который хорошо помнит, и коснулся ключевых проблем реконструкции. По мнению хореографа, восстановление балета восьмидесятилетней давности не должно быть механическим, и, работая над той или иной сценой, он всегда задавался вопросом: как бы Вайнонен поставил эту сцену сегодня. Михаил Мессерер упомянул также о достоинствах не только самой первой, но и других авторских редакций (балет, имевший большой успех, тут же был поставлен Вайноненом в Москве, а потом дважды возобновлен в откорректированном виде).
После хореографа слово взял продюсер постановки. Генеральный директор давнего партнера театра ООО «ЛенСпецСтрой» Дмитрий Астафьев. Он рассказал, почему из всех обсуждавшихся театром драмбалетов выбор пал именно на «Пламя Парижа». По словам Дмитрия Астафьева, решающими здесь были три вещи: то, что изначально «Пламя Парижа» создано в Ленинграде, то, что Михаила Мессерера связывают с этим балетом особые, семейные отношения (среди первых московских исполнителей были его мать и дядя) и, наконец, то, что балет, по его убеждению, должен иметь успех: «Само название - «Пламя Парижа» - уже привлекает внимание. А высокий художественный уровень постановки в сочетании с напряженной драматургией сюжета, повествующего о событиях Великой французской революции, надеюсь, обеспечит балету достойное место в репертуаре Михайловского театра».
Арина Вандейко, «Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36