В прокате — «Алита»: Гибрид «Титаника» и «Города грехов» о боевом киборге

14 февраля 2019, 16:33
Версия для печати Версия для печати

Размах, сентиментальность, черный юмор и визионерство. До российских кинотеатров добралась «Алита», коллаборация Джеймса Кэмерона и Роберта Родригеса. Лента объединила лучшее, что есть в их творчестве.

Джеймс Кэмерон собирался экранизировать японскую мангу про девочку-киборга еще в начале нулевых, после «Титаника». Но на горизонте появился «Аватар», и главный мегаломан планеты взялся за свою трехмерную политическую сагу, а «Алиту» отложил в долгий ящик. После очередного триумфа к проекту вернулся, но уже в новом качестве. Оставил себе роль продюсера и автора сценария, а режиссерское кресло предложил совершенно неожиданному и крайне мастеровитому автору Роберту Родригесу. Что сделают вместе Кэмерон и автор «Отчаянного» и «Города грехов» — оставалось интригой до сегодняшнего дня. Теперь можно выдохнуть: каждый из них продемонстрировал свои таланты в лучшем виде. «Алита» не столько дуэт, сколько поединок, где оба участника показывают, на что способны. Получается настоящее, захватывающее шоу.

Алита — результат трудов доктора, живущего в гигантском мегаполисе будущего, населенном представителями всех национальностей и, конечно, киборгами. Врач нашел обломок робота и отремонтировал его. Результат превзошел все ожидания: андроид оказался невероятно талантливым, сильным и ловким. А еще чувствительным и способным влюбиться в человека. Сюрприз — этот человек вовсе не доктор, а подросток, зарабатывающий на жизнь тем, что разбирает на запчасти киборгов и мечтает сыграть в самую популярную на свете игру, Моторбол, нечто среднее между американским футболом и квиддичем из «Гарри Поттера».

В сюжете есть всё то, за что Кэмерона любят и что делает его фильмы суперхитами. Мощно оркестрованная любовная линия с тонной трагизма внутри: да, друзья, старик повторяется и нам снова предстоит увидеть знакомый по «Титанику» кадр, в котором герой-любовник отправляется под рыдания зала в неизведанные и смертельные глубины. Политический подтекст обеспечивает моторбол: всех его организаторов контролирует мировое закулисье, опасные и жестокие провокаторы. Наконец, налицо нехилый размах: при том что хронометраж ленты — два часа, после нее остаётся ощущение недосказанности и уверенность в том, что продолжение следует.

Родригес отвечает достойно. Центнером черного юмора и двусмысленностей: в момент романтического объяснения между героями киборг распахивает блузку, но только для того, чтобы вырвать из груди сердце и буквально предложить его возлюбленному. Знакомыми по «Отчаянному» и «Городу грехов» фактурными персонажами второго плана — ковбоем-собаководом, шрамированными громилами, роковыми дамочками.

Но главный козырь Родригеса — более чем необычная работа с актерами. Режиссёр разрушает в прах амплуа и устоявшиеся образы. Кристоф Вальц, которого со времен «Бесславных ублюдков» гоняют в хвост и в гриву как экранного злодея, в кои-то веки ничего страшного не замышляет и играет добряка с открытым сердцем. Никаких тайн, секретов, никакой неуловимости: честный доктор в очках, на досуге не слишком успешно сражающийся с отдельно взятыми негодяями. И наоборот, добрая душа Махершала Али, звезда «Зеленой книги» и «Лунного света», преемник Моргана Фримена на посту главного темнокожего мудреца — так вот, Али играет тут двуличную тварь. Запуганного бизнесмена-организатора моторбола и одновременно аватара (говорю же, Кэмерон повторяется) мировой закулисы. В оригинальной озвучке, которую нам, как обычно, не включают, Али даже говорит двумя разными голосами. В образе предпринимателя — своим, а когда его телом завладевает правительство — тадам — Эдварда Нортона. Тоже не сказать, чтобы патентованного злодея.

Будь «Алита» фильмом Кэмерона — все бы жаловались, что старик вышел в тираж. Потому, в общем, он и остался сценаристом-продюсером. Была бы она творением Родригеса — ну, получился бы «Мачете», малобюджетный и еще менее успешный фильм для подростков и переростков. А в результате коллаборации каждый получил своё. Кэмерон — наглость, напор и веселуху, на которую не слишком способен. Родригес — бюджет и размах. Зрители — шоу для всей семьи, которое обещает продолжаться.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Кино неисцелимых. Чем запомнится 81-й Венецианский фестиваль и на какие фильмы стоит обратить внимание

На 81-м Венецианском кинофестивале «Золотой лев» достался фильму Педро Альмодовара «Комната по соседству». Тему режиссер выбрал не из легких: героиня пытается принять собственную скорую смерть. И некоторые другие призеры этого года тоже будто тронуты могильным холодком. Разбираемся, какие фильмы и за что нынче наградили на острове Лидо.

Статьи

>