Не стреляют в белых лебедей

23 июля заслуженному артисту России, художественному руководителю Санкт-Петербургского Мужского балета – Валерию Михайловскому исполняется 60 лет. 15 июля в Санкт-Петербурге пройдет вечер его прощания со сценой «Танец длиною в жизнь». Юбиляр выйдет на сцену Театра комедии им. Акимова со своими хитами, но и удивит зрителей новыми номерами. Поздравить Валерия Михайловского придут его друзья – звезды балета и эстрады: Альберт Асадуллин, Людмила Сенчина, Сергей Рогожин, Татьяна Буланова, Шоу-балет «Бизе Лизу».
Валерий Михайловский – одна из главных персон балетного мира второй половины XX столетия, бывший солист Театра балета Бориса Эйфмана, основатель и художественный руководитель уникального в своем роде явления – Санкт-Петербургского Мужского балета.
Приметы индивидуального стиля Михайловского - виртуозная классическая техника в сочетании с невероятной физической силой и чистотой художественной формы. Диапазон его работ в труппе Эйфмана – удивит кого угодно: князь Мышкин, Воланд, графа Альмавива, шеспировский Мальволио. Европейская пресса писала еще и об «эстетизированном понимании эротики» в исполнении Михайловского. Причем, его партнерами по сцене в то время были великие Алла Осипенко, Марис Лиепа, Джон Марковский, Валентина Морозова. Зарубежные и отечественные критики отмечали удивительный художественный баланс техники Михайловского, сочетающей лучшие приемы классического и современного балетного искусства, и драматической составляющей созданных им образов.

Фото: Анна Французова
Валерий Михайловский – артист-интеллектуал, подчеркивающий трагизм своих персонажей через пластичность и атлетизм современных балетных форм. Его практике всегда предшествовала аналитическая работа над материалом постановок.
Новый этап в творческой судьбе Михайловского начался в 1992 году, когда он при поддержке тогдашнего градоначальника Анатолия Собчака организовал Санкт-Петербургский Государственный Мужской балет. Мужчины танцевали в том числе и партии женского репертуара, но тут не были никакой нарочитой трансвестии. Просто возникали возможности нового взгляда на классически и новейшие балетные формы – через отстранение, открывавшего неограниченные возможности для иронии в балете, одном из самых серьезных видов искусства. Традиционно все выпущенные в свет программы Мужского балета состояли из двух отделений: первое – современные балетные постановки ведущих хореографов (М. Мурдмаа, М.Бежара, В. Карелина, Б. Эйфмана, Э. Смирнова и так далее.), второе - попурри из пародий на известные балеты классического репертуара. Сам Михайловский и ставил спектакли, и солировал в них. И умудрился создать мощную труппу с собственным стилем, демонстрирующую тонкий вкус и юмор.
Младшим поколениям балетоманов Валерий прежде всего запомнился как исполнитель «Умирающего лебедя» - классической миниатюры на музыку Сен-Санса. Этот танец не был пародией на женское исполнение, поскольку в него Михайловский внес ноту мужской харизмы и очарования, отразив именно взгляд мужчины на тему смерти и вовлекая зрителей не только в эстетический, но и в мыслительный процесс.
Программой «Танец длинною в жизнь» Валерий Михайловский прощается с балетной сценой, неповторимо оттанцевав два балетных срока.
Во время разговора накануне прощального вечера Валерий сказал "Фонтанке" следующее:
– Сосуд, который дожжен был наполниться – наполнился, человек насытился. Может, я буду чуть-чуть подпитывать себя, потому что у меня нет никакого сожаления о том, что сейчас произошло. Жалко расставаться со зрителями. Представьте себе, что вас лишают чего-то такого, что вы очень любите… А по поводу себя: не хочется мне самому уже больше танцевать – натанцевался за сорок лет. Однако, я счастлив, что моя творческая судьба сложилась именно так. Я – счастливый человек.
- Когда вы танцевали в труппе Бориса Эйфмана, большая часть ролей была связана с любовью, трагедией. Когда организовался Мужской балет, уклон был в какой-то мере сделан на юмор и гротеск. Это изменилась публика или ваш взгляд на подачу балетного искусства?
– Всё диктует время, и ощущение себя во времени. Организация Мужского балета – это 1992 год: страшный бандитизм, страх народа, девальвации, народ терял деньги, страшно было на улицу выйти, потому что стреляли. Безысходность в стране была, поэтому хотелось чего-то радостного, веселого. У меня желание было с этих трудностей как-то немного переключиться самому и переключить людей, которые к нам приходили. Мы один раз сами попали в разборку: в гостинице «Пулковская», когда только появилась традиция праздновать католическое рождество, была программа non-stop, с одиннадцати вечера до шести утра. Наша труппа выступала как раз в то время, когда там две группировки встретились. Перестрелка началась как раз в момент нашего выступления: я танцевал лебедя. Вначале пепельницы полетели, тарелки, а потом началась стрельба. Мне все кричали, чтобы уходил со сцены, но у меня в голове было одно: я должен до конца номер дотанцевать. И вторая мысль: в белых лебедей не стреляют.
Мы жили в такое время. Время диктует, что нужно, что не нужно и то, что самому хочется. Даже песня есть: «Я желаю вам всего того, что вы желаете себе». А моя душа просила юмора.
Анна Французова, «Фонтанка.ру»
Фото автора

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35