“анец в кубе: знаменитый NDT в ћариинке

13 июл€ 2013, 02:54
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ ћариинском театре прошли гастроли Ќидерландского театра танца (NDT). ¬ этой знаменитой труппе работали едва ли не все лучшие хореографы мира, но прежде всего это, конечно, театр »ржи  илиана, хот€ сейчас его возглавл€ют преемники мастера: ѕол Ћайтфут и его жена —оль Ћеон. ќни-то и приехали к нам со своими спектакл€ми.

¬ ѕетербурге их уже знают. »менно они были авторами впечатл€ющего балета «ќбъект перемен», вз€того ƒианой ¬ишневой в свою программу, за которую недавно присуждена ««олота€ ћаска».

“еперь нам показали еще три работы Ћайтфута и Ћеон, и лицо этих авторов видитс€ совсем €сно. »х почерк интенсивен и остр: острота силуэтов, пластических ритмов, художественных решений. »х €зык – столкновение классики и не-классики, сплав несовместимого, вплоть до симбиоза мимики и акробатики; они знают цену разным возможност€м пластики: и медленному шагу в унисон, и самому мелкому рисунку (игра пальцев), и рисунку крупному (крепкие общие броски кордебалета). ќни знают цену резкому короткому движению и умеют пользоватьс€ остановками в танце, похожими на задержку дыхани€ или замирание сердца.

Ќаконец, они энергично включают в хореографию сценографическое пространство. ¬ «ќбъекте перемен» это было движение красного ковра, в «Speak for yourself» - одном из привезенных спектаклей - колеблюща€с€ стена вод€ной пыли.



‘ото: ¬.Ѕарановский/ѕресс-служба ћариинского театра


ј в «Sehnsucht» (на музыку разных частей 3 и 4 фортепианных концертов и 5 симфонии Ѕетховена) это комната, котора€ переворачиваетс€ пр€мо с геро€ми внутри.

Ѕанальна€ истори€ непонимани€ и несоответстви€ внутреннего внешнему воплощена в таинственном и волшебном, тончайшем по пластическому €зыку и ювелирно сделанном спектакле.

¬ непроницаемую черноту (там глуха€ ширма) на высоте человеческого роста встроена небольша€ кубическа€ комната – без четвертой стены, залита€ теплым светом. Ќа этой маленькой сцене человеческой жизни разыгрываютс€ неслышные страсти. ” комнаты проблемы с верхом и низом: окно на потолке, дверь – наверху, поперек стены.

¬ комнате двое: мужчина (ћедхи ¬алерски) и женщина (ѕарване Ўарафали), а снаружи третий танцовщик (—илас ’ендриксен), чь€ парти€ коррелирует с тем, что происходит внутри, но в хореографические отношени€ с персонажами комнаты он вступает лишь издали. ќн – alter ego геро€.



‘ото: Ќ.–азина/ѕресс-служба ћариинского театра

¬ партитуру движений включены модул€ции пространства: врем€ от времени комната проворачиваетс€ в вертикальной плоскости, и тогда с этим маленьким тесным миром происход€т странные метаморфозы: если окно и дверь на месте, то стол и лампа лежат, как если бы полом была одна из стен. “о же и с танцовщиками. Ћейтмотив здесь – виртуозный перенос центра т€жести, такой, что законы гравитации нивелируютс€: прислон€сь к стене, артисты оказываютс€ лежащими на полу, ложась на пол – сто€щими на ногах; они сид€т за столом вверх ногами, держатс€ вместо балетного станка за опрокинутую спинку стула, сто€щего на потолке, или зависают поперек физической вертикали (например, упершись рукою в пол, а ногами в стену), причем иллюзи€ так сильна, что это кажетс€ перевернутой картиной. » над всем этим царит Ѕетховен: именно с ним сверх-камерное действо обретает масштаб, многослойность и глубину. Ќаконец, «Sehnsucht» построен как своего рода рондо: между двум€ «комнатными» част€ми вставлена еще одна, кордебалетна€ часть, контрастирующа€ с ними своей широтой и мощью.

Ћайтфут и Ћеон прекрасны. »х спектакли полны обжигающей нежности и любви к человеку: слабому, несчастливому, нелепому – какому угодно, но особенно важен дл€ них человек уход€щий, беззащитный на пороге смерти. ќб этом был патетический «ќбъект перемен», об этом же – второй балет, «Schmetterling» («Ѕабочка»). ¬ центре здесь востроноса€, похожа€ на крыску старуха, доживающа€ суетную жизнь, нелепа€ и трогательна€, как дит€ (парти€ блистательно исполнена артисткой, которую зовут, видимо, —ара –ейнольдс, – в программке лишь общий список имен). Ѕалет посв€щен ее уходу.

¬ середине, во всю высоту сцены, наглухо закрытый проем с тесной анфиладой очень узких кулис. ¬ этих черных щел€х таинственно возникают и исчезают люди.  роме старухи, здесь есть три мужских персонажа, а остальные – как бы кордебалет, хот€ на самом деле все участники труппы – солисты, и их танцы – поток хореографических миниатюр. ѕросто они в унифицированных костюмах, скорее женских, нежели мужских, и отсылающих к 30-м годам.

—пектакль не повествователен, но смысл прочитываетс€ легко. ¬от жизнь, прошла€ или нынешн€€, котора€ проноситс€ мимо старухи. ¬от она сама, гротескно сгорбленна€, гротескно гримасничающа€. ¬от кто-то близкий с ней р€дом: персонаж ли ее жизни (муж? сын?), партнер ли в ее танце, или все это вместе.

ћузыка здесь куда проще бетховенских опусов (песни группы «The Magnetic Fields» и шумы ћакса –ихтера), и сложный танец на этом фоне €рок, как выпукла€ вышивка на простой канве. «амедленна€ пластика и скоростные изгибы тел, подергивани€ головы и гримасы, шевеление пальцев и монументальна€ статика – все это включено в него наравне с виртуозными вращени€ми, прыжками и высокими поддержками.

ѕереживание смерти у Ћайтфута и Ћеон парадоксальнее и, по-видимому, подлиннее стандартных о ней представлений. —мерть дл€ них не столько уход, сколько вход человека туда, куда остальные не могут за ним последовать. ќдиночеству на этом рубеже был посв€щен трагический «ќбъект перемен»; «Ѕабочка» лиричнее и нежнее, но тема та же. “анцем выражены эмоции и событи€, преобразовани€ми пространства – метафизика. —начала отъезжает вверх глуха€ заслонка в центре, открыва€ узкий фрагмент тревожного ночного пейзажа. «атем постепенно проем увеличиваетс€, потому что ширмы по очереди уплывают вверх. «атем обнажаетс€ вс€ величественна€ панорама. —таруха стоит к нему лицом, между двум€ танцовщиками в черном.  ажетс€, что это финал, но нет, это лишь некое представление о нем. ≈ще пройдет мимо цепочка довольных людей с неестественными улыбками (пр€ма€ цитата из ѕины Ѕауш), и старуха будет радостно им вторить. ‘инал наступит тогда, когда грандиозный пейзаж окажетс€ занавесом. ≈го отдернут, и старуха ступит в открывшуюс€ темноту.

Ќу, а третий балет, «Speak for yourself», любовные танцы в мареве вод€ной пыли, – чиста€ лирика. «десь тоже в центре мотив ухода, только это не смерть, а просто пары уход€т одна за другой, как в «ѕрощальной симфонии» √айдна. “олько в последней, главной паре обнажаетс€ драматизм: уходит лишь женщина, а мужчина остаетс€, вскинув руки, как сломанные крыль€.

»нна —кл€ревска€, «‘онтанка.ру»
 

 уда пойти 8 Ч 10 декабр€: Ђ—трана —ветаї на ƒворцовой, Ђ—алоныї в Ёрмитаже и выставка Ўем€кина

¬ первый календарный уик-энд зимы вам будет жаль сидеть дома, несмотр€ на холод. ¬едь можно отправитьс€ на ¬осток с новыми постановками и выставками, оценить новый мультфильм ’а€о ћи€дзаки, погрузитьс€ в эмбиент в јлександринке и посмотреть мэппинг-шоу на стенах √лавного Ўтаба.

—татьи

>