
«Елки последние»: Одиночество акулы кинобизнеса

В прокате — «Ёлки последние», финальная часть самой успешной отечественной кинофранщизы. Самое убедительное доказательство продюсерского таланта Тимура Бекмамбетова.
У успеха «Ёлок» множество причин. Коммерческих: Бекмамбетов первым оценил потенциал длинных новогодних выходных — всё, что выпускается под конец года, будет пользоваться успехом, зритель придет в кинотеатр просто чтобы выйти из дома. Идеологических: концепт единения и согласия так и не нашел более цельного воплощения, чем киноальманах про чудеса, которые творятся в разных концах необъятной. Сугубо кинематографических: во франшизу втянули уйму популярных в народных массах фигур, в ее визуальном решении активно использовали скайп, видеоконференции, стилистику соцсетей. Даже почвенники остались бы довольны: жаль, Солженицын не дожил, вот бы порадовался такому убедительному промоутированию его любимой буквы «Ё».
Все эти факторы удалось не только сформулировать и собрать вместе. Феномен «Ёлок» еще и в том, что они смогли продержаться на плаву, оставаться одинаково успешными на протяжении восьми лет. Ни разу не повториться и не стать слишком неформатными, выдержать ровную, одинаково бойкую интонацию и сохранить привлекательность для самой широкой аудитории.
В этом смысле «Ёлки последние» не лучше и не хуже первых, пятых или третьих. Ровно то же самое, только другими словами и с другими сюжетами. Лыжник из Перми стесняется признаться в любви. Доктор из Нижнего не может простить отца. ВДВ-шник из Томска не решается сделать предложение возлюбленной. А потом, под бой курантов, собирают волю в кулак и всё у них получается. В общем, всё как обычно: мило, трогательно, вроде как про Россию, только с салютами, снежком и добрыми людьми, готовыми друг другу помочь. Сказка, одним словом. То, что у всех и всегда пользуется и будет пользоваться спросом и интересом.
Но есть еще один – может, главный и самый сложный фактор коммерческого успеха. Для его полноты нужно вовремя уйти. Не выродиться в самопародию, не стать убыточным. И вот теперь Бекмамбетов пошел на этот шаг: новые «Ёлки» действительно финальные. Дальше они будут жить в формате телесериала.
Можно было бы продолжать в том же духе еще как минимум восемь лет. На воспроизводимости кинобизнес держится: на умении раз в год выпускать крепко сколоченную историю с признаками сегодняшнего дня (навскидку — в «Последних» мелькают песни Монеточки, цитируется рэпер Фейс, а в предыдущих частях были и таджик Джимми, и «Превед Медвед» — в общем, краткая история последних восьми лет). Тут следовало бы снять шляпу перед продюсером Тимуром Бекмамбетовым и отдать должное его отваге, благородству и готовности уйти с прибыльного предприятия.
Но, чтобы понять мотивы, которыми он руководствовался при решении закрыть франшизу, мало просто услышать комментарий главы студии «Базелевс». Закрытие «Ёлок» — жест не лирический («я устал, я ухожу»), а вполне прагматичный. Бекмамбетов — технократ. Он знает законы не только кинобизнеса, но и развития технологий. Умеет ориентироваться в новых обстоятельствах и знает, к каким переменам дело движется. В 2004-м он знал, что зрителю нужны будут фильмы для новогодних праздников. Теперь — раз закрывает «Ёлки» — понимает, что меняется социальная практика смотрения кино. Его смотрят не только по телевизору первого января, доедая салат. Не только в кино, выбираясь второго числа из теплой постели. Его смотрят на ноуте, онлайн, в ютубе. И здесь важно не положить «под елку» новый фильм, а просто напомнить пользователю о своем существовании. О том, что три часа жизни можно потратить вот на этот фильм. Зритель сам кликнет на ссылку — если его к ней привести. Поэтому следующая жизнь «Ёлок» наверняка будет в сети: об этом на деньги готов спорить (не может технократ пройти мимо успеха «Звоните Ди Каприо» и «Домашнего ареста»). А Бекмамбетов лишний раз подтвердит свою репутацию единственной настоящей акулы кинобизнеса в российской мутной водице.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанкиру»
Читайте также: Родом из подкастов: Лучшие телесериалы-экранизации

Куда деваются запрещенные книги? «Фонтанка» узнала, как сейчас в России устроена книготорговля
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.