«Елки последние»: Одиночество акулы кинобизнеса

27 декабря 2018, 14:02
Версия для печати Версия для печати

В прокате — «Ёлки последние», финальная часть самой успешной отечественной кинофранщизы. Самое убедительное доказательство продюсерского таланта Тимура Бекмамбетова.

У успеха «Ёлок» множество причин. Коммерческих: Бекмамбетов первым оценил потенциал длинных новогодних выходных — всё, что выпускается под конец года, будет пользоваться успехом, зритель придет в кинотеатр просто чтобы выйти из дома. Идеологических: концепт единения и согласия так и не нашел более цельного воплощения, чем киноальманах про чудеса, которые творятся в разных концах необъятной. Сугубо кинематографических: во франшизу втянули уйму популярных в народных массах фигур, в ее визуальном решении активно использовали скайп, видеоконференции, стилистику соцсетей. Даже почвенники остались бы довольны: жаль, Солженицын не дожил, вот бы порадовался такому убедительному промоутированию его любимой буквы «Ё».

Все эти факторы удалось не только сформулировать и собрать вместе. Феномен «Ёлок» еще и в том, что они смогли продержаться на плаву, оставаться одинаково успешными на протяжении восьми лет. Ни разу не повториться и не стать слишком неформатными, выдержать ровную, одинаково бойкую интонацию и сохранить привлекательность для самой широкой аудитории.

В этом смысле «Ёлки последние» не лучше и не хуже первых, пятых или третьих. Ровно то же самое, только другими словами и с другими сюжетами. Лыжник из Перми стесняется признаться в любви. Доктор из Нижнего не может простить отца. ВДВ-шник из Томска не решается сделать предложение возлюбленной. А потом, под бой курантов, собирают волю в кулак и всё у них получается. В общем, всё как обычно: мило, трогательно, вроде как про Россию, только с салютами, снежком и добрыми людьми, готовыми друг другу помочь. Сказка, одним словом. То, что у всех и всегда пользуется и будет пользоваться спросом и интересом.

Но есть еще один – может, главный и самый сложный фактор коммерческого успеха. Для его полноты нужно вовремя уйти. Не выродиться в самопародию, не стать убыточным. И вот теперь Бекмамбетов пошел на этот шаг: новые «Ёлки» действительно финальные. Дальше они будут жить в формате телесериала.

Можно было бы продолжать в том же духе еще как минимум восемь лет. На воспроизводимости кинобизнес держится: на умении раз в год выпускать крепко сколоченную историю с признаками сегодняшнего дня (навскидку — в «Последних» мелькают песни Монеточки, цитируется рэпер Фейс, а в предыдущих частях были и таджик Джимми, и «Превед Медвед» — в общем, краткая история последних восьми лет). Тут следовало бы снять шляпу перед продюсером Тимуром Бекмамбетовым и отдать должное его отваге, благородству и готовности уйти с прибыльного предприятия.

Но, чтобы понять мотивы, которыми он руководствовался при решении закрыть франшизу, мало просто услышать комментарий главы студии «Базелевс». Закрытие «Ёлок» — жест не лирический («я устал, я ухожу»), а вполне прагматичный. Бекмамбетов — технократ. Он знает законы не только кинобизнеса, но и развития технологий. Умеет ориентироваться в новых обстоятельствах и знает, к каким переменам дело движется. В 2004-м он знал, что зрителю нужны будут фильмы для новогодних праздников. Теперь — раз закрывает «Ёлки» — понимает, что меняется социальная практика смотрения кино. Его смотрят не только по телевизору первого января, доедая салат. Не только в кино, выбираясь второго числа из теплой постели. Его смотрят на ноуте, онлайн, в ютубе. И здесь важно не положить «под елку» новый фильм, а просто напомнить пользователю о своем существовании. О том, что три часа жизни можно потратить вот на этот фильм. Зритель сам кликнет на ссылку — если его к ней привести. Поэтому следующая жизнь «Ёлок» наверняка будет в сети: об этом на деньги готов спорить (не может технократ пройти мимо успеха «Звоните Ди Каприо» и «Домашнего ареста»). А Бекмамбетов лишний раз подтвердит свою репутацию единственной настоящей акулы кинобизнеса в российской мутной водице.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанкиру»

Читайте также: Родом из подкастов: Лучшие телесериалы-экранизации

Владимиру Набокову — 125. Как писатель бежал от красных и коричневых, ловил бабочек и обрел родину

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. Он появился на свет в один день с Владимиром Лениным, только с разницей в 29 лет. Но категорически отказывался праздновать день рождения одновременно с вождем мирового пролетариата, отмечая его сутки спустя, 23 апреля, в день рождения Шекспира. Эта же дата стоит в американском паспорте Набокова. О его творчестве слышали даже те, кто не читал его произведений, благодаря оглушительной популярности романа «Лолита». Сегодня Набоков, пожалуй, самый знаменитый писатель-эмигрант, рожденный в Петербурге, работавший в Европе и Америке.

Статьи

>