«Елки последние»: Одиночество акулы кинобизнеса

27 декабря 2018, 14:02
Версия для печати Версия для печати

В прокате — «Ёлки последние», финальная часть самой успешной отечественной кинофранщизы. Самое убедительное доказательство продюсерского таланта Тимура Бекмамбетова.

У успеха «Ёлок» множество причин. Коммерческих: Бекмамбетов первым оценил потенциал длинных новогодних выходных — всё, что выпускается под конец года, будет пользоваться успехом, зритель придет в кинотеатр просто чтобы выйти из дома. Идеологических: концепт единения и согласия так и не нашел более цельного воплощения, чем киноальманах про чудеса, которые творятся в разных концах необъятной. Сугубо кинематографических: во франшизу втянули уйму популярных в народных массах фигур, в ее визуальном решении активно использовали скайп, видеоконференции, стилистику соцсетей. Даже почвенники остались бы довольны: жаль, Солженицын не дожил, вот бы порадовался такому убедительному промоутированию его любимой буквы «Ё».

Все эти факторы удалось не только сформулировать и собрать вместе. Феномен «Ёлок» еще и в том, что они смогли продержаться на плаву, оставаться одинаково успешными на протяжении восьми лет. Ни разу не повториться и не стать слишком неформатными, выдержать ровную, одинаково бойкую интонацию и сохранить привлекательность для самой широкой аудитории.

В этом смысле «Ёлки последние» не лучше и не хуже первых, пятых или третьих. Ровно то же самое, только другими словами и с другими сюжетами. Лыжник из Перми стесняется признаться в любви. Доктор из Нижнего не может простить отца. ВДВ-шник из Томска не решается сделать предложение возлюбленной. А потом, под бой курантов, собирают волю в кулак и всё у них получается. В общем, всё как обычно: мило, трогательно, вроде как про Россию, только с салютами, снежком и добрыми людьми, готовыми друг другу помочь. Сказка, одним словом. То, что у всех и всегда пользуется и будет пользоваться спросом и интересом.

Но есть еще один – может, главный и самый сложный фактор коммерческого успеха. Для его полноты нужно вовремя уйти. Не выродиться в самопародию, не стать убыточным. И вот теперь Бекмамбетов пошел на этот шаг: новые «Ёлки» действительно финальные. Дальше они будут жить в формате телесериала.

Можно было бы продолжать в том же духе еще как минимум восемь лет. На воспроизводимости кинобизнес держится: на умении раз в год выпускать крепко сколоченную историю с признаками сегодняшнего дня (навскидку — в «Последних» мелькают песни Монеточки, цитируется рэпер Фейс, а в предыдущих частях были и таджик Джимми, и «Превед Медвед» — в общем, краткая история последних восьми лет). Тут следовало бы снять шляпу перед продюсером Тимуром Бекмамбетовым и отдать должное его отваге, благородству и готовности уйти с прибыльного предприятия.

Но, чтобы понять мотивы, которыми он руководствовался при решении закрыть франшизу, мало просто услышать комментарий главы студии «Базелевс». Закрытие «Ёлок» — жест не лирический («я устал, я ухожу»), а вполне прагматичный. Бекмамбетов — технократ. Он знает законы не только кинобизнеса, но и развития технологий. Умеет ориентироваться в новых обстоятельствах и знает, к каким переменам дело движется. В 2004-м он знал, что зрителю нужны будут фильмы для новогодних праздников. Теперь — раз закрывает «Ёлки» — понимает, что меняется социальная практика смотрения кино. Его смотрят не только по телевизору первого января, доедая салат. Не только в кино, выбираясь второго числа из теплой постели. Его смотрят на ноуте, онлайн, в ютубе. И здесь важно не положить «под елку» новый фильм, а просто напомнить пользователю о своем существовании. О том, что три часа жизни можно потратить вот на этот фильм. Зритель сам кликнет на ссылку — если его к ней привести. Поэтому следующая жизнь «Ёлок» наверняка будет в сети: об этом на деньги готов спорить (не может технократ пройти мимо успеха «Звоните Ди Каприо» и «Домашнего ареста»). А Бекмамбетов лишний раз подтвердит свою репутацию единственной настоящей акулы кинобизнеса в российской мутной водице.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанкиру»

Читайте также: Родом из подкастов: Лучшие телесериалы-экранизации

Новая музыка марта: эмбиент Брайана Ино, техно-рэп Аигел, лиричная Арбенина, простой Леонид Федоров и не только

С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».

Статьи

>