‘ото: предоставлено магазином "¬се свободны"

совладельцы "¬се свободны" Ћюбовь Ѕел€цка€ и јртЄм ‘аустов

Ёто независимость, детка!  ак книжные магазины захватили печатный станок, и что теперь читать

26 декабр€ 2018, 12:23
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

’отите прочитать хорошую книгу на русском, но еЄ не печатают крупные издательства? »здавайте сами! «‘онтанка» рассказывает, как заграничные «смолпрессы» докатились до –оссии и ѕетербурга, подружив читателей с јнтоном ƒолиным и —ергеем Ѕодровым.

Ќе секрет, что российский издательский рынок монополизирован: по числу выпущенных на русском книг лидирует группа «Ёксмо-ј—“», св€занна€ с крупнейшими книготорговыми сет€ми. Ќа этом фоне в 2017 и 2018 году, как грибы после дожд€, начали возникать небольшие независимые издательства. »х называют и «нишевыми», и «крафтовыми», или — на английский манер — small press’ами.  то создаЄт такие проекты в ѕетербурге, и к каким инди-книгам присмотретьс€, рассказывает «‘онтанка».

«ћы никогда не хотели издавать книги. я всегда понимала, что книгоиздание и книготорговл€ — совершенно разные вещи. ’от€ знакомые уже давно подшучивали: « огда вы, наконец, начнЄте печатать книги?», — говорит Ћюбовь Ѕел€цка€, совладелец петербургского книжного магазина «¬се свободны». ќт своего принципа она отступила в 2017 году, когда получила email художника јлександра Ѕренера. јвтор уклончиво и витиевато объ€сн€л, что у него есть новый текст, дл€ которого хотелось бы найти хорошего издател€.

Ѕренер дл€ российского искусства — фигура легендарна€. Ёто он в 1994 году выгуливал на поводке «собаку»-ќлега  улика. ј в 1997-м нарисовал знак доллара на картине  азимира ћалевича в √ородском музее јмстердама и получил п€ть мес€цев тюремного заключени€. Ѕел€цка€ — давн€€ поклонница Ѕренера, так что письмо художника привело еЄ к однозначному выводу: издательскую де€тельность всЄ-таки пора начать.



‘ото: сайт литературной премии "Ќацбест"

« а, или “айные, но истинные истории искусства» Ѕренера — ритмизованна€ проза о художниках в широком смысле слова (от √ойи, –ембрандта и  араваджо до лидера группы Talking Heads ƒэвида Ѕирна). ¬ 2017-м выпущенна€ «¬се свободны» книга вошла в длинный список литературной премии «Ќациональный бестселлер». Ќо создатели «¬се свободны» огромным успехом это не считают. ”спех — сам факт сотрудничества с Ѕренером, резюмирует Ћюбовь Ѕел€цка€: «–едактировать и корректировать этот текст значило расти над собой. ћы узнали много новых имЄн, например, –одольфа Ѕредена. Ѕесподобный французский график известен на «ападе, а у нас — нет. „тобы пон€ть, как правильно транскрибировать его им€, мы звонили эрмитажному специалисту по французской гравюре».

¬скоре после этого во «¬се свободны» пот€нулись и другие авторы, которые хот€т здесь печататьс€ — лидер группы «ћакулатура» ≈вгений јлЄхин с романом-дневником « алендарь» или математик –оман ћихайлов. 40-летний доктор физико-математических наук, сотрудник ћатематического института имени —теклова и профессор –јЌ создаЄт полусумрачные «тексты-лабиринты». ¬ них изображени€ не менее важны, чем слово, а отдельные фрагменты написаны на искусственном RN-€зыке.

фрагмент книги –омана ћихайлова Ђ расива€ ночь всех людейї, написанный на RN-€зыке
фрагмент книги –омана ћихайлова Ђ расива€ ночь всех людейї, написанный на RN-€зыке

‘ото: предоставлено издательством "¬се свободны"

«я думаю, что ћихайлов рано или поздно станет культовым автором.  огда € читаю его, понимаю, что это мировое досто€ние, — отмечает Ѕел€цка€. — ѕроза ћихайлова — как у ”иль€ма Ѕерроуза: андеграундна€ литература, котора€ больше, чем ангедраунд».

 нигоиздательский проект руководителей «¬се свободны» многому научил, например, усилил навыки самоорганизации. «„тобы дело двигалось, приходитс€ посто€нно подталкивать себ€ и других. јвтор, редактор, корректор, верстальщик и дизайнер работают в одной св€зке, и, если на каком-то этапе возникают проблемы, останавливаетс€ весь процесс, — говорит Ѕел€цка€. — ¬о врем€ выпуска одной из книг мы уехали в –им. » там узнали, что нас, кажетс€, продинамит типографи€. —ид€ на лавочке у  олизе€, мы потели не от жары, а от страха, что заказ сорвЄтс€ и книжку не удастс€ выпустить в срок. Ќо самый сложный момент — это согласование обложки. ” каждого свой взгл€д на это, и иногда мы перебираем дес€тки вариантов, прежде чем прийти к компромиссу».

»здание одной книги в тыс€чу экземпл€ров обходитс€ примерно в 200 тыс€ч рублей, и «возвращаютс€ эти деньги очень долго», признают во «¬се свободны»: «ѕрибыль тонким слоем размазываетс€ на несколько лет, так что еЄ почти не ощущаешь». ¬прочем, учитыва€, что книгоиздательство дл€ магазина — лишь сайд-проект, то книготорговцев это вполне устраивает: «Ќаша издательска€ де€тельность началась случайно и продолжаетс€ случайным образом. Ќо если нам очень нравитс€ автор, и он сам приходит к нам печататьс€, такой момент нельз€ упускать».

≈динственное, чего «¬се свободны» предлагают избегать — это называть их проект самиздатом: «¬сЄ-таки печатаем не себ€, а других. » делаем это более профессионально».

—окуров, Ѕергман и польза дружбы

ћихаил »ванов, глава петербургского книжного «ѕодписные издани€», действует под другим девизом: « аждый мужчина должен вырастить дочь и издать книгу». »здательска€ истори€ «ѕодписных» началась в 2017 году, когда в партнЄрстве с проектом «ќткрыта€ библиотека» магазин выпустил сборник «ƒиалоги с —окуровым». —ейчас тираж распродан на две трети, затраты на выпуск окупились (о прибыли издатели пока и не мечтают).
 
«Ќам просто интересно было узнать, как это устроено и насколько мы можем с этим справитьс€. »значально € думал, что книгоиздание должно стать частью бизнеса, но сомневаюсь, что это случитс€ в ближайшем будущем», — рассуждает »ванов.
 
¬ 2018-м, к €рмарке non/fiction, «ѕодписные издани€» выпустили «–абочие тетради» »нгмара Ѕергмана. ƒневники лауреата «ќскара» буквально недавно «извлекли» из маленьких записных книжек и напечатали по-шведски. ¬ 2018 году фрагмент книги вышел в журнале јнтона ƒолина «»скусство кино».
 



‘ото: podpisnie.ru

«≈щЄ до того, как јнтон возглавил журнал, мы дружили, приглашали его презентовать книги. ”читыва€, что «–абочие тетради» киноманов заинтересовали, мы решили вместе издать их на русском. ѕричЄм сделали это в рекордно короткие сроки. ¬ июне начали переговоры с правообладател€ми и консульством Ўвеции, а 1 декабр€ книгу уже перевели, напечатали и презентовали на non/fiction, — вспоминает »ванов. — «атевать всЄ ради одной книжки — не очень интересно. ѕоэтому мы с «»скусством кино» решили делать совместную серию. —ледующа€ книга по€витс€ в €нваре 2019-го, это будет сборник статей о румынском кино».
 
 нигоиздательство, по мнению »ванова, — идеальное продолжение дружбы. “ак, дружба с «ќткрытой библиотекой» побудила магазин в 2018 году выпустить книгу «јрхитектура в венецианской живописи ¬озрождени€». Ёто перепечатка диссертации —ерге€ Ѕодрова-младшего: мало кто помнит, что режиссЄр училс€ на историческом факультете ћ√”, специализировалс€ на истории италь€нского искусства и в 1998 году стал кандидатом наук. –уководитель «ќткрытой библиотеки» Ќиколай —олодников знал о научном труде Ѕодрова и помог договоритьс€ с мамой режиссЄра о публикации.
 
«— —олодниковым мы познакомились, когда и книжного магазина не было, и  ол€ только начал проводить свои меропри€ти€ в ћа€ковке. Ќаша с ним дружба — продуктивна€: есть потребность не просто в разговорах, но и в некоем их в продолжении. ј книги очень хорошо ложатс€ в эту концепцию, кака€-то законченность по€вл€етс€», — уверен »ванов.
 
¬ коллаборацию «ѕодписные издани€» вступ€т и дл€ того, чтобы выпустить главную новинку 2019 года. ¬месте с издательством «ѕитер» магазин планирует напечатать на русском сборник речей и текстов финского архитектора, автора ¬ыборгской библиотеки јлвара јалто: «Ёто монументальный труд, почти 600 страниц выступлений, статей, интервью. ћы с «ѕитером» одновременно пришли к этому, и, чтобы не было каких-то обид, решили издавать вместе».

—аморегул€ци€ вместо бума

¬сего в –оссии в 2017-2018 году по€вилось около тридцати-сорока новых независимых издательств, но активно работают не более двух дес€тков, полагает Ѕорис  упри€нов, один из соучредителей московского книжного «‘аланстер» и руководителей јль€нса независимых издателей и книгораспространителей.  роме «¬се свободны» и «ѕодписных изданий», эксперт упоминает московский книжный «÷иолковский» (выпустивший, например, трактат ƒжордано Ѕруно «ќ св€з€х как таковых»), литературный журнал «Ќосорог», пермское философское издательство HylePress, петербургское издательство яромира ’ладика, а также издательство сommon place. Ётот дружественный «‘аланстеру» проект возник ещЄ в 2013 году, именно на него ориентируютс€ многие создатели small press’ов.

«“енденци€ к открытию независимых издательств сейчас стала видна невооружЄнным глазом, хот€ процесс началс€ раньше, в 2016-2017 году. Ќа мой взгл€д, это была реакци€ на то, что некоторые книжки в –оссии вообще не выход€т. ј так как отечественный рынок сильно монополизирован, по€вилс€ соблазн выпускать такие вещи самосто€тельно», — объ€сн€ет  упри€нов.

ѕо его словам, возникновение инди-издательств приближает ситуацию на российском книжном рынке к общемировой. “ем не менее о «буме» независимого книгоиздани€ пока говорить рано: «Ёто не бум и не взлЄт. ¬злЄт был, если бы издательств открывалось по 100 в мес€ц. ѕока же можно говорить только об естественной саморегул€ции рынка».
 
≈лена  узнецова, «‘онтанка.ру»

„ем зан€тьс€ 3-5 июл€: ѕетроджаз, ƒень ƒостоевского, Ѕольшой фестиваль мультфильмов, ƒиана ¬ишнева

¬се любимые городские проекты уход€т в онлайн Ч ну, вы же понимаете, лето не лето без ƒн€ ƒостоевского, без ѕетроджаза и новой музыки. ѕридетс€ смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и дл€ создани€ настроени€. ј если усидеть у экрана никак не получаетс€ Ч садитесь в машину или на корабль.

—татьи

>