«Аквамен»: Подводная «Одиссея»

13 декабря 2018, 14:54
Версия для печати Версия для печати

В прокате — «Аквамен». Формально — комикс от студии DC. На деле — богато оркестрованный эпос.

Marvel и DC принято противопоставлять. Одни стреляют из пулемета: пара-тройка фильмов в год. Другие — редко, но метко. Одни апеллируют к подросткам и переросткам. Другие выбрали взрослую и искушенную аудиторию. Marvel ни на что особо не претендуют. DC замахиваются на большой формат, крупные идеи, вековые традиции. Лучшие работы студии — «Темный рыцарь», «V значит Вендетта», «Хранители», «Чудо-женщина» — демонстрировали все эти свойства. «Аквамен» показывает больше: DC — это не комиксы. Это современная версия богатой традиции эпоса.

Недетский размах — даже в сюжете. Владычица морская полюбила простого смотрителя маяка и родила ему сына. А потом вернулась в свое царство и подарила ему другого наследника. Мальчики подросли, и теперь один, правитель океанов, хочет истребить человеческий род. Другой, полукровка, пытается ему помешать и сохранить мир между людьми и богами.

Даже после такого беглого пересказа сюжета человеку начитанному и вообще с мировой культурой знакомому станет ясно, откуда у «Аквамена» ноги растут. Из опер-эпосов Вагнера — оттуда же, откуда и у «Александра Невского», и у «Звездных войн», и у «Властелина колец». Осторожный ученик патриарха современного звукового дизайна Ханса Циммера, композитор Руперт Грегсон-Уильямс, конечно, не смог удержаться и написал совершенно вагнерианскую систему лейтмотивов: битва — литавры и медные духовые ревут, волшебный трезубец — арфы переливаются, морские глубины волнуются — струнные дребезжат.

Продюсер «Аквамена» — гигантоман и визионер Зак Снайдер, автор «Хранителей» и «Трехсот спартанцев». За вагнерианство надо его благодарить. А за то, что «Аквамен» не превратился в трехчасовую секвенцию красивых картинок — режиссёра Джеймса Вана. Он смог фильм удержать на уровне зрелища, но не слишком эффектного и эстетского. Автор «Пил», «Форсажей» и «Астралов» — мастеровитый технарь, который умеет управлять зрительским вниманием, рассказывать истории так, чтобы их было не скучно смотреть.

Еще больше оперного размаха придает ленте визуальное решение оператора Дона Берджесса, работавшего в свое время над «Форестом Гампом» и множеством других выдающихся лент. Вместе со Снайдером и Ваном он воспользовался всеми возможностями, которые предоставляет дно морское. Шевелящиеся волосы, пузыри, игры теней, блики, плавные движения — на этом построен «Аквамен», и, кажется, никто и никогда, кроме документалистов и видовиков-природников, не показывал глубины настолько увлекательно и ярко.

Наконец, главный козырь «Аквамена» — актеры. Николь Кидман в образе матери и Уиллем Дефо в роли доброго чиновника из морских глубин — беспроигрышные, от них сюрпризов ждать не стоит. А вот исполнившие главные роли Джейсон Момоа и звезда боевиков девяностых Дольф Лундгрен действительно смогли удивить. Момоа вполне достойно заменяет Уиллиса в амплуа героя-качка и сильного актера одновременно. Лундгрен вовсе почти неузнаваем в чешуе, шлеме, с мечом. Всё это его экстерьеру страшно к лицу.

Если чего и не хватало вселенной DC, то какой-то ясности в отношениях с публикой. «Хранители» и «Чудо-женщины» просто появлялись на экране, вызывали восторг и исчезали. Были какой-то, с позволения сказать, вещью в себе. Чистым искусством — для всех и для никого. «Аквамен» уже не такой. Он для очень конкретной и максимально широкой, образованной публики с претензиями. Он показывает им не зрелищные картинки и не иллюстрации к оригинальным идеям и соображениям, а красивую и древнюю, как мир, сказку. Если вдруг кто-то еще не воспринимает комиксы серьезно — «Аквамен» вполне может рассеять любой скепсис и снобизм по отношению к жанру. Marvel этим точно похвастаться не получится.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>