Несъедобное печенье и фарфоровое серебро: Эрмитаж к собственному Дню открыл музей иллюзий

07 декабря 2018, 18:10
Версия для печати Версия для печати

В Малом Манеже Эрмитажа 7 декабря, в день рождения музея, открыли выставку «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве». Не обманутым с неё не уйдет ни один посетитель. В экспозиции представлены сотни произведений со времен Древнего Египта и до ХХ века: оказывается, создавать вещи, являющиеся не тем, чем кажутся, мастера научились уже давно.

Пол на выставке словно залит еще не застывшей краской, наступить в которую решится не каждый — но это лишь элемент дизайна. Стеллажи для экспонатов созданы в виде библиотеки с книгами-муляжами. И у такой подачи, необычной для Эрмитажа и прогрессивной, — глубокие истоки. Ведь именно книги служили «маскировкой» для различных предметов, будь то счеты, всевозможные шкафчики или даже потайные двери. Все это также собрано в экспозиции.



Фото: Алина Циопа



Фото: Алина Циопа

Посетитель найдет обманки разных категорий: когда произведение создает иллюзию объема («тромплёй»), когда один материал «притворяется» другим и когда одни предметы принимают облик других.

«Попадались» на собственную удочку и сотрудники Эрмитажа при составлении выставки.

«Когда мы приходили в фонды, нам показывали вещи и предлагали: «Угадайте, что это?», — рассказывает одна из кураторов Наталья Бахарева. — У меня есть любимые экспонаты — «серебряные» кувшины, вот прямо «очень серебряные», но на самом деле они фарфоровые. Или стопочка печенья, как печенье «Мария» — на самом деле это фарфор, но если этого не сказать, кто-нибудь может и съесть».

«У меня было откровение, когда Наталья сходила в фонд живописи западного отдела и показала мне картинку: «Смотри, что есть!» — вспоминает ещё один куратор выставки Ирина Багдасарова. — Я смотрю — доска деревянная, на ней листочек. Удивляюсь: «И что?» И слышу ответ: «Это все живопись, нет никакой доски».

Что уж говорить про грузчиков, работающих в музее. Одному из них ученые наказали не трогать кресло до прихода хранителя экспоната — но тот потянулся руками к лежащим на нем перчаткам. «Попросили же не трогать!» — возмутились кураторы. «Ну перчатки-то с него надо убрать!» — объяснил рабочий. Оказалось, что он даже не понял, что перчатки — часть кресла и вообще-то тоже деревянные.

«Чаще всего, когда людям говорят «обманки», те, кто хранит прикладное искусство, сразу же представляют фарфоровые цветы или фрукты XVIII века, в массе очень популярные, — отмечает Наталья Бахарева. — А для людей, которые занимаются изобразительным искусством, «обманка» — это в первую очередь тромплёй, изображение деревянной стены, на которой висят листочки. И когда мы обращались к коллегам, а мы эту выставку делали в течение почти трех лет, многие говорили, что у них в фондах обманок нет. Но постепенно эта идея вдохновляла всех, и люди приходили: «Ой, оказывается у меня есть такой предмет».

Большая часть экспонатов демонстрируется посетителям Эрмитажа впервые — «именно потому, что такая выставка дает возможность представить вещи, которые для других выставок не подходят», поясняют кураторы.

«Обманки в искусстве» доступны для просмотра до 10 марта.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>