Несъедобное печенье и фарфоровое серебро: Эрмитаж к собственному Дню открыл музей иллюзий

В Малом Манеже Эрмитажа 7 декабря, в день рождения музея, открыли выставку «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве». Не обманутым с неё не уйдет ни один посетитель. В экспозиции представлены сотни произведений со времен Древнего Египта и до ХХ века: оказывается, создавать вещи, являющиеся не тем, чем кажутся, мастера научились уже давно.
Пол на выставке словно залит еще не застывшей краской, наступить в которую решится не каждый — но это лишь элемент дизайна. Стеллажи для экспонатов созданы в виде библиотеки с книгами-муляжами. И у такой подачи, необычной для Эрмитажа и прогрессивной, — глубокие истоки. Ведь именно книги служили «маскировкой» для различных предметов, будь то счеты, всевозможные шкафчики или даже потайные двери. Все это также собрано в экспозиции.

Фото: Алина Циопа

Фото: Алина Циопа
Посетитель найдет обманки разных категорий: когда произведение создает иллюзию объема («тромплёй»), когда один материал «притворяется» другим и когда одни предметы принимают облик других.
«Попадались» на собственную удочку и сотрудники Эрмитажа при составлении выставки.
«Когда мы приходили в фонды, нам показывали вещи и предлагали: «Угадайте, что это?», — рассказывает одна из кураторов Наталья Бахарева. — У меня есть любимые экспонаты — «серебряные» кувшины, вот прямо «очень серебряные», но на самом деле они фарфоровые. Или стопочка печенья, как печенье «Мария» — на самом деле это фарфор, но если этого не сказать, кто-нибудь может и съесть».
«У меня было откровение, когда Наталья сходила в фонд живописи западного отдела и показала мне картинку: «Смотри, что есть!» — вспоминает ещё один куратор выставки Ирина Багдасарова. — Я смотрю — доска деревянная, на ней листочек. Удивляюсь: «И что?» И слышу ответ: «Это все живопись, нет никакой доски».
Что уж говорить про грузчиков, работающих в музее. Одному из них ученые наказали не трогать кресло до прихода хранителя экспоната — но тот потянулся руками к лежащим на нем перчаткам. «Попросили же не трогать!» — возмутились кураторы. «Ну перчатки-то с него надо убрать!» — объяснил рабочий. Оказалось, что он даже не понял, что перчатки — часть кресла и вообще-то тоже деревянные.
«Чаще всего, когда людям говорят «обманки», те, кто хранит прикладное искусство, сразу же представляют фарфоровые цветы или фрукты XVIII века, в массе очень популярные, — отмечает Наталья Бахарева. — А для людей, которые занимаются изобразительным искусством, «обманка» — это в первую очередь тромплёй, изображение деревянной стены, на которой висят листочки. И когда мы обращались к коллегам, а мы эту выставку делали в течение почти трех лет, многие говорили, что у них в фондах обманок нет. Но постепенно эта идея вдохновляла всех, и люди приходили: «Ой, оказывается у меня есть такой предмет».
Большая часть экспонатов демонстрируется посетителям Эрмитажа впервые — «именно потому, что такая выставка дает возможность представить вещи, которые для других выставок не подходят», поясняют кураторы.
«Обманки в искусстве» доступны для просмотра до 10 марта.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35