Несъедобное печенье и фарфоровое серебро: Эрмитаж к собственному Дню открыл музей иллюзий

В Малом Манеже Эрмитажа 7 декабря, в день рождения музея, открыли выставку «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве». Не обманутым с неё не уйдет ни один посетитель. В экспозиции представлены сотни произведений со времен Древнего Египта и до ХХ века: оказывается, создавать вещи, являющиеся не тем, чем кажутся, мастера научились уже давно.
Пол на выставке словно залит еще не застывшей краской, наступить в которую решится не каждый — но это лишь элемент дизайна. Стеллажи для экспонатов созданы в виде библиотеки с книгами-муляжами. И у такой подачи, необычной для Эрмитажа и прогрессивной, — глубокие истоки. Ведь именно книги служили «маскировкой» для различных предметов, будь то счеты, всевозможные шкафчики или даже потайные двери. Все это также собрано в экспозиции.

Фото: Алина Циопа

Фото: Алина Циопа
Посетитель найдет обманки разных категорий: когда произведение создает иллюзию объема («тромплёй»), когда один материал «притворяется» другим и когда одни предметы принимают облик других.
«Попадались» на собственную удочку и сотрудники Эрмитажа при составлении выставки.
«Когда мы приходили в фонды, нам показывали вещи и предлагали: «Угадайте, что это?», — рассказывает одна из кураторов Наталья Бахарева. — У меня есть любимые экспонаты — «серебряные» кувшины, вот прямо «очень серебряные», но на самом деле они фарфоровые. Или стопочка печенья, как печенье «Мария» — на самом деле это фарфор, но если этого не сказать, кто-нибудь может и съесть».
«У меня было откровение, когда Наталья сходила в фонд живописи западного отдела и показала мне картинку: «Смотри, что есть!» — вспоминает ещё один куратор выставки Ирина Багдасарова. — Я смотрю — доска деревянная, на ней листочек. Удивляюсь: «И что?» И слышу ответ: «Это все живопись, нет никакой доски».
Что уж говорить про грузчиков, работающих в музее. Одному из них ученые наказали не трогать кресло до прихода хранителя экспоната — но тот потянулся руками к лежащим на нем перчаткам. «Попросили же не трогать!» — возмутились кураторы. «Ну перчатки-то с него надо убрать!» — объяснил рабочий. Оказалось, что он даже не понял, что перчатки — часть кресла и вообще-то тоже деревянные.
«Чаще всего, когда людям говорят «обманки», те, кто хранит прикладное искусство, сразу же представляют фарфоровые цветы или фрукты XVIII века, в массе очень популярные, — отмечает Наталья Бахарева. — А для людей, которые занимаются изобразительным искусством, «обманка» — это в первую очередь тромплёй, изображение деревянной стены, на которой висят листочки. И когда мы обращались к коллегам, а мы эту выставку делали в течение почти трех лет, многие говорили, что у них в фондах обманок нет. Но постепенно эта идея вдохновляла всех, и люди приходили: «Ой, оказывается у меня есть такой предмет».
Большая часть экспонатов демонстрируется посетителям Эрмитажа впервые — «именно потому, что такая выставка дает возможность представить вещи, которые для других выставок не подходят», поясняют кураторы.
«Обманки в искусстве» доступны для просмотра до 10 марта.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Дело не закрыто». Что случилось с домом легендарного композитора Олега Каравайчука?
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
04 июля 2025, 08:30
-
29 июня 2025, 20:28