‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

Ѕилики „ингисхана и магическа€ рубашка: „то смотреть на выставке древних рукописей в «имнем дворце

09 декабр€ 2018, 11:54
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

√адательна€ книга, магическа€ рубашка и сутра совершенной мудрости в 100 000 строк. ¬ Ёрмитаже показывают сокровища »нститута восточных рукописей.

¬ «имнем дворце проходит выставка к 200-летию »нститута восточных рукописей — на ней собраны экспонаты, рассказывающие о письменности стран от Ѕлижнего ¬остока до ƒальнего. «‘онтанка» выбрала самые необычные предметы и побеседовала с директором »¬– –јЌ »риной ѕоповой и научным сотрудником Ќаталией ямпольской, курировавшей выставку со стороны »нститута.

1. ѕетербургска€ ћуракка (јльбом). »ран, между 1734 и 1739 годами

ћинувшей весной этот альбом индийских и персидских миниатюр стал знаменитым: диковинку включили в реестр ёЌ≈— ќ «ѕам€ть мира». ƒо муракки (этим словом в странах ислама называют собрание миниатюр и каллиграфии) в список вошли библи€ √утенберга и труды Ќикола€  оперника, путевой журнал ¬аско да √амы и дневники јнны ‘ранк. –оссийских изданий в нем — 13.

« аждый альбом создавалс€ индивидуально дл€ любовани€, миниатюры стоили очень дорого. „тобы создать их, использовали натуральные краски и золочение, — рассказывает »рина ѕопова. — Ёто знаменита€ исфаханска€ школа (виртуозный рисунок, дл€ которого характерна живость движени€ и объемность фигур при тончайшей проработке деталей — прим.ред.)».



‘ото: јлина ÷иопа

«јльбом числилс€ среди раритетов шахской библиотеки в “егеране, а в начале ’’ века, когда ситуаци€ в стране стала сложной, иранский режим стал распродавать ценности, — продолжает директо𠻬– –јЌ. — ¬ том числе в 1908 году выставили на продажу эту замечательную муракку, и наши дипломаты стали очень активно добиватьс€ выделени€ средств на ее покупку. Ёто продолжалось практически два года, за которые часть листов просто разошлись по рукам. »х всего было 136, у нас хранитс€ 98, а было куплено 100: два листа ушли в собрание ћузе€ истории религии».

ћуракка хранилась в библиотеке «имнего дворца до 1929 года.  стати, на одном из листов можно увидеть изображение вымершей птицы додо. 

2. √адательна€ книга. »мпери€ ёань. XIII-XIV века

ќдна из самых ранних монгольских книг в собрании »нститута восточных рукописей написана на монгольском и китайском €зыках, ее текст св€зан с даосскими веровани€ми и гадани€ми. Ќа выставке издание открыто на странице, к которой прикреплен бумажный диск. ќн способен поворачиватьс€ вокруг своей оси, чтобы слова и знаки, нанесенные на круге и на секци€х напротив него, соотносились по-разному.  аким конкретно образом гадали монголы — ученые пока сказать не могут, с определенностью говор€т лишь то, что это были гадани€ на удачу и на погоду.



‘ото: јлина ÷иопа

«ѕочерк очень ранний, это XIII-XIV век — дл€ монголов самый ранний период письменности. ќна только в XIII веке по€вилась, поэтому читать эту книгу сложнее, чем другие, — рассказывает Ќатали€ ямпольска€. — ѕо формату можно пон€ть, что книга предназначалась дл€ того, чтобы ее брать с собой, положив за пазуху».

ѕредмет был найден в ’ара-’ото («черном городе») во ¬нутренней ћонголии в ’’ веке. √адательную книгу обнаружила экспедици€ путешественника ѕетра  озлова, чей музей есть в ѕетербурге.

3. —утра совершенной мудрости в 100 000 строк. ћонголи€, 1676 год

”достоивша€с€ персональной витрины одна из самых больших книг на выставке вовсе не выгл€дит как книга. ѕричЄм это лишь один из двенадцати томов, ни один из которых в одиночку даже не подн€ть.

«ћонгольские книги имеют формат, который называетс€ потхи (продолговатые листы, как правило, не скрепленные друг с другом, помещенные между дощечками либо завернутые в ткань — ѕрим.–ед.), они происход€т из »ндии, — объ€сн€ет Ќатали€ ямпольска€. — “ам потхи делали из пальмовых листьев, а поскольку монголы заимствовали из »ндии буддизм, вместе с ним позаимствовали и форму книги, котора€ стала сакральной дл€ них».



‘ото: јлина ÷иопа

—утра написана уже не на пальмовом листе, а на бумаге, сохранившей выт€нутую форму. ѕереплЄт отсутствует. Ћисты положены один на другой и пронумерованы с левого кра€. Ќа первой из дощечек, между которыми кладутс€ листы, изображен Ѕудда, на последней — грозные божества, защитники учений, охран€ющие эту книгу, человека, который ее читает и вообще учение буддизма.

«“акие книги предназначались дл€ ритуала, они были сакральными объектами, и их максимально украшали, — продолжает Ќатали€ ямпольска€. — ¬ысокопоставленный человек мог заказать на свои деньги изготовление такого предмета дл€ монастыр€ — это считалось большой «заслугой» дл€ кармы».

4. Ѕилики „ингисхана. »мпери€ ёань. XIII-XIV века

«Ѕилик» — это мудрость, а в данном случае «билики» — значит, наставлени€ „ингисхана. ƒокумент написан не лично рукой полководца — тот вр€д ли умел писать. “ем не менее текст приписывают ему. ¬рем€ создани€, и правда, соответствующее.



‘ото: јлина ÷иопа

«Ёто наставление „ингисхана одному из своих приближенных, — рассказывает Ќатали€ ямпольска€. — ќбычно они содержат житейскую мудрость, как вести себ€ в определенной ситуации. “очного перевода нет, как и полного его содержани€ — сохранилс€ только фрагмент этого раннего текста. —уществует другое сочинение, которое также приписываетс€ „ингисахну, « люч разума», — оно переведено».

5.  силографические доски

 силографи€ — оттиск на бумаге, сделанный с дерев€нной гравюры, старинна€ форма книгопечатани€, пришедша€ из  ита€, где она по€вилась еще в VI веке.



‘ото: јлина ÷иопа

—ама€ стара€ из сохранивша€с€ в мире гравюр относитс€ к IX веку, но такой на выставке нет. «ато представлены все этапы древнего книгопечатани€ на примере экземпл€ров XVII века: доска с нанесенными на нее буквами (в зеркальном отражении), потом друга€ доска — на ней буквы уже вырезаны по нанесенным ранее — и страницы. »нтересно, что печать могла быть даже двуцветной — с помощью разных досок.

6. «вень€ ритуальной короны. Ѕудда јмитабха с праджней. ’ара-’ото. XIV век

≈ще один экспонат из экспедиции ѕетра  озлова 1907-1909 годов, и тоже из ’ара-’ото — бумажные листы п€тиугольной формы с изображени€ми, вложенные в паспарту.



‘ото: јлина ÷иопа

«Ёто корона использовалась в ритуале, — по€сн€ет Ќаталь€ ямпольска€. — Ќадевали ее, скорее всего, на божество. ќна состо€ла из этих звеньев. Ќа одном мы видим изображение Ѕудды јмитабхи в женской ипостаси, на других — оборотную сторону таких же изображений. “ак становитс€ видно, что эту корону изготовили из старых рукописей на тангутском и тибетском €зыках».

ѕришедшие в негодность рукописи буддисты не выбрасывали, использу€ в дальнейшем дл€ создани€ чего-нибудь нового — поскольку к текстам относились с большим пиететом.

7. ћагическа€ рубашка

¬р€д ли кто ожидает увидеть на выставке рукописей рубашку. “ем не менее, в одной из витрин така€ есть, да не проста€ — а магическа€, расписанна€ текстами на арабском. —читалось, есть если покрыть рубашку цитатами из  орана, перечислить имена јллаха или магические таблицы с цифрами и буквами, то это защитит ее хоз€ина от несчастий. ƒл€ этого не об€зательно было даже предмет гардероба носить.



‘ото: јлина ÷иопа

«“акие рубашки могли вообще не надевать, а могли надевать, когда шли в бой, например, или в торжественной атмосфере», — комментирует Ќатали€ ямпольска€.

ћагические рубашки есть четырех видов — турецкие (османские), иранские, индийские (могольские) и западноафриканские. —амые ранние относ€тс€ к XV веку.

8. —утра сердца праджн€парамнты.  итай, 1750 год

“екст этой сутры (свода высказываний), св€щенный дл€ буддистов в  итае и на “ибете, написан золотом на бумаге, а страницы книги оклеены шелком. Ќо и это еще не все: на каждом развороте закреплены листики дерева бодхи, св€щенного дл€ буддистов (под ним Ѕудда достиг просветлени€). » каждый листик расписан живописной миниатюрой. ѕоразительным образом все это дошло до наших дней с середины XVIII века. –ассмотреть разные миниатюры подробнее можно, полистав электронный киоск на выставке.



‘ото: јлина ÷иопа

¬ыставка « исть и калам» открыта в Ёрмитаже до 24 феврал€.

јлина ÷иопа, «‘онтанка.ру»

„ем зан€тьс€ 10-12 июл€: ЂЋенинградї, Ђживыеї гала балета в ћариинском, спектакль о сексе будущего, панк-макраме

¬ыходные не сказать, чтоб насыщенные Ц зато открыли парки и часть музеев. Ќо если активный отдых вы понимаете не как собственную активность, а как энергичность шоу, которое смотрите Ч с этим пока дела обсто€т лучше в онлайне. ћы подобрали дес€точку вариантов.

—татьи

>