”летный Ђ√олландецї

08 июл€ 2013, 16:38
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ћихайловский театр закрыл оперный сезон блокбастером от режиссера ¬асили€ Ѕархатова. ¬озвращение юбил€ра ¬агнера в афишу ћихайловского после сорокалетнего отсутстви€ оказалось триумфальным. ѕоклонники чистоты жанра негодуют, называ€ в интернет-отзывах постановку «Ћетучего голландца» «похоронами ¬агнера», «помойкой» и «Ё“»ћ». ј господин  ехман заполучил коммерчески безупречный проект с гарантированным спросом: премьера как бы уже есть, но, по сути, €вл€етс€ интригой сезона следующего.

¬едь минимально необходимые два представлени€ (после первого премьеру отмечать не прин€то – театральна€ примета, приходитс€ ждать окончани€ второго спектакл€) погоду сделать не могли. Ѕольша€ часть меломанов уже разъехалась на летний отдых, и широка€ публика обречена томитьс€ в предвкушении несколько мес€цев. ќтличный маркетинговый ход. ј ¬асилий Ѕархатов, о чьем назначении на пост главного режиссера ћихайловского театра было объ€влено накануне, более чем эффектно дебютировал на этой площадке, наворотив на сцене столько всего, что без св€щенного ужаса и не взгл€нуть.

—тоит сказать сразу: постановка безумно интересна, несмотр€ на большое количество визуального мусора. Ѕархатов остаетс€ верным себе – действие на сцене двоитс€, троитс€ и даже четверитс€. ѕеред взором зрител€ уютный пл€ж конца 50-х - начала 60-х со всеми актуальными на ту пору типажами: дамы, облаченные в new look и сопровождающие их аутентичные кавалеры различной спортивности и одетости, счастливые чинные семейства, монашенки и стражи пор€дка, сошедшие с кадров всем известных фильмов про жандарма из —ан-“ропе. Ќа заднем плане – видеоморе, бушующее или усмир€ющеес€ в соответствии с партитурой оперы. Ќад пл€жем – три кабины кубической формы, в которых одновременно, но по сюжету в разные годы происход€т разные событи€: в левом снимаетс€ кино, в правом оно же демонстрируетс€. ј срединном кубе с помощью пантомимы отображаютс€ осовремененные мытарства √олландца: alter ego главного геро€ в интерьерах все тех же 60-х бьет морды соперникам и журит изменивших ему женщин в кроваво-красных плать€х. ¬се это происходит параллельно основному действию на пл€же, уследить за всем невозможно, да, наверное, и не нужно. √лавное, что заснуть не удастс€.

Ќесомненно, такое сценическое решение более характерно дл€ драматического театра, но ведь и художник-постановщик спектакл€ Ќиколай —имонов известен в первую очередь своими работами в столичном «—овременнике» и ћ’“ имени „ехова.

 астинг постановки определ€лс€ принципом сборной: √олландца пел баритон Ќациональной оперы ”краины јндрей ћаслаков, ƒаланда – бас из «√еликон-оперы» —танислав Ўвец, в партии Ёрика выступил тенор јндрис Ћюдвигс (Ћатвийска€ национальна€ опера). ќстальные партии достались своим: очень порадовало чистое звучание тенора ≈вгени€ јхмедова (–улевой) и сильнейшее сопрано ≈лены ѕанкратовой (возлюбленна€ √олландца —ента), котора€, однако, допустила несколько помарок. Ќо самое сильное впечатление произвела ≈катерина ≈горова, блеснувша€ во второстепенной партии кормилицы ћарии – прекрасна€ профессиональна€ работа. —толь же высокой оценки заслуживает дирижер ¬асилий ѕетренко: оркестр играл именно ¬агнера, пусть композитор в данном случае выступает только в роли автора музыкального сопровождени€ к оперному фильму ¬асили€ Ѕархатова.

Ќачало второго действи€ вызывает нервный смех в зале – подруги —енты отнюдь не пр€дут что-то там в рыбацкой глуши. –оскошные крутобедрые чаровницы, облаченные в черные очки и сексидресс, восседают в непринужденных позах в шезлонгах на пл€же и в сол€ри€х (все те же три куба сверху), пьют дринки и слушают что-то релаксирующее с огромных бутафорских бобинных магнитофонов. —плошной пин-ап.

’удожник по костюмам ћари€ ƒанилова вообще постаралась на славу, с блеском решив поставленные перед ней задачи.

Ќе может не запомнитьс€ зрителю и проча€ бутафори€. —ента мечтает об инфернальном возлюбленном, гл€д€ отнюдь не на портрет, а на кадр из диафильма (этой же пленкой чуть позже будет так удобно попытатьс€ удушитьс€ от избытка чувств). Ѕесконечные странстви€ √олландца символизирует огромный черный чемодан с кучей тревел-наклеек. ¬ самом чемодане скрываютс€ красные туфли и такой же расцветки палантин, которые √олландец, как можно догадатьс€, презентует очередной претендентке на звание спутницы жизни.

¬ третьем действии ¬асилий Ѕархатов демонстрирует потр€сающую смелость и независимость от возможных нелицепри€тных мнений, заставл€€ светски одетых гостей на помолвке с энтузиазмом закидывать влюбленную пару макаронными издели€ми. ќ смысле этого эпизода не спрашивайте, давайте лучше восхитимс€ бесстрашием режиссера, не убо€вшегос€ неизбежных умствований публики насчет развешивани€ лапши на ушах под личиной оперы. “ем более что все вышеупом€нутые де€ни€ меркнут перед финальной сценой, когда гости сметаютс€ ураганным ветром, а —ента, вместо того, чтобы от недовери€ возлюбленного сигануть в пучину, с согласи€ √олландца учин€ет двойной самострел. ¬любленные трогательно соедин€ютс€ головами, —ента приставл€ет к своему виску большой блест€щий пистолет и спускает курок. ќбъединение люб€щих душ в ¬ечности символизирует сначала фонтанчик из крови и мозгового вещества, бьющий из виска √олландца, а позже — силуэты героев, недвижно застывшие среди проекционных акул и скатов на дне морском.

–азумеетс€, эта премьера — тот случай, когда пуристам лучше оставатьс€ наедине с аудиозапис€ми в тиши своих библиотек. ¬ первую очередь посетить «Ћетучего √олландца» рекомендуем тем, кто хочет убить сразу двух зайцев: среди знакомых и коллег глубокомысленно говорить о том, что «ходили на ¬агнера», а на самом деле посмотреть €ркий и запоминающийс€ экшен с роскошным саундтреком.

≈вгений ’акназаров, «‘онтанка.ру»

„ем зан€тьс€ 5 Ч 8 марта: √ерман на ЂЋенфильмеї, Ђответ мракобесиюї и малоизвестные шедевры в –усском музее

¬стречайте весну на гала-концерте звЄзд мировой оперы в ћихайловском, зайдите на книжный фестиваль, посмотрите кино о пути женщин в кинематографе и не пропустите встречу с √ерманом —адулаевым.

—татьи

>