Немецкая «Алиса» и звёзды голландского балета приедут весной в Петербург

04 декабря 2018, 19:14
Версия для печати Версия для печати

Фестиваль балета Dance Open объявил даты и программу на 2019 год. Событие откроется в Петербурге 17 апреля «Зимним путём» в исполнении балета Цюриха и закроется 29 апреля традиционным гала мировых звёзд.

Всего программа включит семь представлений, в том числе это «Щелкунчик» Пермского балета, «Алиса» балета Дортмунда, «Коппелия» Венского государственного балета, программа Masters голландской труппы Introdans и гала-концерт юных звезд балета.

«Не перестану повторять, что петербургский зритель — умный, тонкий, интеллектуальный, свободный, ироничный — достоин только лучшего. Мы везем самых востребованных артистов, самые топовые, интригующие, стильные и, конечно, самые свежие спектакли. В новом сезоне — это недавняя мировая премьера Кристиана Шпука «Зимний путь» и, кстати, дебют Цюрихского балета в Петербурге. Это «Алиса» Бигонцетти, которую никогда не привозили в Россию. Это «Щелкунчик», которого еще не видел Петербург. Наконец, это «Коппелия» Пьера Лакотта: в репертуаре Венского балета она появится только в январе будущего года, а мы уже продаем билеты на российскую премьеру! В программе каждый зритель может найти что-то очень желанное для себя», — отмечает руководитель творческого бренда Dance Open Екатерина Галанова. По её словам, фестиваль, кроме того, включит обширную off-программу, но она будет объявлена позже.

По просьбе «Фонтанки» программу комментирует критик Анна Гордеева:

«Весной 2019 года фестиваль Dance Open проведет зрителей по всем временам года. Неважно, что там будет на улице — в театре нас ожидают зима и осень, лето и весна. Зиму обозначат два спектакля — и трудно найти более несхожие зрелища. Из Перми приедет «Щелкунчик» в постановке Алексея Мирошниченко — обаятельная петербургская сказка. Именно петербургская, потому что действие балета перенесено в 1892 год (год премьеры «Щелкунчика» в Мариинке) и на берега Невы — город в этом спектакле очень узнаваем. Выбирая, для кого ставить балет — для взрослых или для детей, пермский худрук решил делать спектакль для себя. Для такого себя, каким он был в годы ученичества в Вагановском, когда балетная жизнь казалась сказкой. Отзвук трудностей ученичества есть лишь в трансформации сказочного Конфитюренбурга в не менее сказочный Блюменбург, город цветов: балетным детям нельзя много сладкого.



Фото: предоставлено творческим брендом Dance Open

А сотворенный Кристианом Шпуком для Цюрихского балета «Зимний путь» на музыку Франца Шуберта — Ханса Цендера (в конце ХХ века Цендер, как известно, переписал сочинение австрийского классика, добавив современного нерва в его мрачный опус) уж совсем не ассоциируется ни с какими сказками и цветами. 24 песни Шуберта-Цендера — повествование о путешествии по снежной пустыне прямиком на кладбище, тут не повеселишься. Но Шпук, пока что известный петербургской публике лишь по гомерически смешному Большому па де де, что исполняла Викторина Капитонова (тому, где балерина сумочку держала в зубах, опасаясь за ее сохранность), оказался потрясающим трагическим поэтом. Вместе со сценографом Руфусом Дидвичусом и художником по костюмам Эммой Райотт он создал ледяные картинки невероятной красоты, где кордебалет превращается в заснеженные деревья и воронов, а к одинокому путнику являются счастливые воспоминания о любимой женщине.

Весна — пора любви и счастливых недоразумений — отразится в программе феста гастролью балета Дортмунда. Он привезет «Алису» в постановке Мауро Бигонзетти. Хореограф, несколько лет назад получивший «Золотую маску» за поставленный в Большом балет «Cinque», попросил написать музыку к спектаклю южноитальянскую группу «Assurd» — и герои Льюиса Кэролла обрели итальянский темперамент. Спектакль не пересказывает «Алису в стране чудес», но предлагает фантазию Бигонзетти на темы старой книги. Очень украшает спектакль видеопроекция, обеспечивающая перемещения Алисы — мы как будто путешествуем по чудесным местам вместе с ней.

Балет Дортмунда,
Балет Дортмунда, "Алиса"//фото: Bettina Stoess

Фото: предоставлено творческим брендом Dance Open

Осенние темы принесет голландская труппа «Introdans», которая уже почти полвека существует в городе Арнеме и неизменно специализируется на неоклассике. Осень бывает разной — мрачной, поэтической и весело-сумасшедшей, такими будут и спектакли голландцев. «Cantus» Нильса Кристи на музыку Арво Пярта — реквием солдатам всех времен. Пылающее осеннее небо, виртуозные танцы героев, которые явно обречены — хореография строга и эффектна одновременно. За поэзию отвечают «Польские пьесы» Ханса ван Манена, поставленные на музыку Хенрика Гурецкого — бессюжетный ясный балет транслирует лирическое настроение. А в финале, хохоча, взлетая над землей как осенние листья в солнечный день, артисты исполняют балет Каэтано Сото «Conrazoncorazon» (перевести можно как «Разумисердце», в одно слово). В двадцать лет с копейками очень хочется быть солидным человеком, носить галстук, демонстрировать, что офис без тебя пропадет — но сердце говорит свое, и сражаться с ним бессмысленно.

Introdans
Introdans

Фото: Hans Gerritsen//предоставлено творческим брендом Dance Open

Лето же у нас будет австрийским и французским одновременно. Венский балет привозит гордость Парижа — "Коппелию" Пьера Лакотта. Знаток и фанат хореографии XIX века, учившийся у Любови Егоровой и друживший с Матильдой Кшесинской, Лакотт почти полвека назад воскресил для Парижской оперы легендарный балет Артура Сен-Леона о молодом человеке, влюбившемся в механическую куклу, которую сотворил гениальный мастер. (Настоящая же девушка, влюбленная в героя, находится в страшном недоумении). Лакотт вернул в спектакль пантомиму, что была утрачена за многие десятилетия существования истории о Коппелии на балетной сцене, и нашпиговал спектакль знаменитой французской мелкой техникой. От Гофмана, от той мрачной интонации, что была в основе сюжета, не осталось почти ничего — "Коппелия" Лакотта говорит о том, что все недоразумения разрешатся, мороки пройдут, а влюбленные счастливо спляшут летним вечером».

«Фонтанка.ру»

Робот-экскурсовод 1960-х, аэросани-амфибия, электроавтомобили начала ХХ века — что смотреть на выставке в «Манеже»

Новая выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в «Манеже» мало похожа на обычные проекты ЦВЗ: все-таки за последние годы устоялось, что здесь всегда — про искусство и творчество. А тут вдруг два этажа выставочного зала заняла техника и макеты. Да и вообще, собираясь на выставку музея, не ожидаешь смотреть на трамвай с современных улиц, башню «Лахта Центра» или протезы. Тем не менее, все это на выставке есть.

Статьи

>