
Мюзикл «Идиот». О чем поют герои Достоевского

Последние годы, что мюзиклы уверенно шествуют по театральным сценам, споры о праве этого жанра на серьезную проблематику не утихают. Несмотря на обилие великих сюжетов мировой литературы и истории (начиная с библии) в мировом фонде мюзикла, слава «лёгкого жанра» прочно закрепилась в сознании публики.
Однако снова и снова находятся смельчаки, готовые рассказать литературный шедевр языком музыки. Театральный проект «Лестница» Василия Заржецкого представляет петербургскому зрителю мюзикл по роману Ф.М. Достоевского "Идиот": 18 декабря на сцене ЛДМ состоится одноименный спектакль-концерт.

Фото: Ковалева Мария
Мюзикл «Идиот» — это редкий для российской сцены случай, когда мюзикловый проект рождается не волей продюсера. Автор идеи и вдохновитель постановки — петербургский режиссёр Василий Заржецкий, успевший зарекомендовать себя как последовательный поклонник русской классики. Смелый творческий взгляд на один из любимых романов Достоевского позволил увидеть в «Идиоте» богатый мюзикловый потенциал. Однако для Заржецкого он заключается не столько в возможности разложить взаимоотношения героев на арии, дуэты и динамичные массовые сцены — в первую очередь режиссера, по его собственному признанию, привлекла возможность посредством музыки раскрыть философию Достоевского. Первая и главная особенность «Идиота» — несмотря на актуальность мюзикла как жанра, популяризирующего классическую литературу, спектакль демонстрирует уважение к автору первоисточника и не переходит грань пустого заигрывания с публикой. Создатели стремятся полнее раскрыть для современного зрителя главную мысль писателя о сострадании, спасении красотой и любви. Однако наряду с философскими, печальными и даже мрачными сценами (без которых в постановке по Достоевскому не обойтись) спектакль насыщен живыми, светлыми, ироничными эпизодами, не лишёнными тонкого юмора и динамики. «Музыка — это универсальный ключ к зрителю, ведь через музыку мы можем донести те смыслы и их оттенки, которые, бывает, не сразу угадываются читателем. Музыка задаёт настроение, гармонию, стиль, вызывает ассоциации и заставляет эмоционально откликнуться на то, что изначально казалось человеку неблизким. Если благодаря мюзиклу кто-то откроет книгу вновь или захочет почитать Достоевского впервые, значит, нам удалось заразить зрителя нашей любовью к этому произведению».

Фото: Ковалева Мария
К созданию «Идиота» режиссёр привлёк крепких соратников. Либретто Евгения Фридмана, известного московского либреттиста, представляет собой бережное переложение в стихотворную форму оригинального текста Достоевского, перемежаемое диалогами — прямыми цитатами из романа. Музыкальная ткань спектакля — заслуга композитора Сергея Рубальского, одного из авторов мюзикла «Мастер и Маргарита». Музыка не только создаёт глубокую драматургию произведения, но и обладает яркой выразительностью музыкальных тем и стилистических аллюзий, позволяющих богаче раскрыть характеры и сюжетные коллизии. В формах арий угадываются различные жанры, образуя параллели и ассоциации, дополняющие портрет персонажа: танго как символ страсти Настасьи Филипповны, рок-баллада в стиле старых американских групп, обрамляющая образ рано умирающего бунтаря Ипполита, песенка Фердыщенко в стиле одесских куплетов Бубы Касторского, лирические арии Мышкина, напоминающие классический романс, и удалые темы Рогожина, звучащие с узнаваемым народным колоритом. Не обойдётся и без реверансов в сторону традиционных мюзикловых композиций, обыгранных, впрочем, с дружелюбной иронией.

Фото: Ковалева Мария
При этом стилистическое разнообразие ничуть не мешает цельности произведения, складываясь в гармоничное музыкальное полотно, чутко следующее за режиссёрской мыслью.
И конечно, этот с любовью созданный материал оживает в исполнении замечательной труппы проекта. Каст спектакля составляют известные солисты мюзиклов, а имя Антона Авдеева, исполнителя роли князя Мышкина, давно стало для зрителей знаком качества музыкальных постановок. Хорошо знакомы публике прочие исполнители: партия Настасьи Филипповны досталась Виктории Жуковой (Маргарита в премьерном составе «Мастера и Маргариты»), Аглая Епанчина воплощена Варварой Шалагиной (ведущая актриса Петербургского камерного театра и театра Петербургская оперетта), в образе Рогожина предстанет Александр Осинин (художник Бэзил в «Портрете Дориана Грея» и Джей Гэтсби в «Великом Гэтсби»), а Фердыщенко обернётся Константин Китанин (Шагал в «Бале вампиров» и Вальмон в «Опасных связях»).

Фото: Ковалева Мария
Смелость создателей, замахнувшихся на Фёдора нашего Достоевского, уже была оценена первыми зрителями. «Лабораторный» подход к реализации проекта, когда спектакль выходит на публику в несколько приемов, медленно, но верно собирает вокруг грядущего мюзикла постоянных зрителей. Декабрьский спектакль-концерт также является ещё одним шагом на пути к полномасштабной постановке, однако уже сейчас «Идиот» обещает стать «самым петербургским мюзиклом», где органично сочетаются глубокое художественное содержание великого романа Достоевского и близкая и понятная современному зрителю музыкальная эстетика.

Фото: Ковалева Мария
Билеты можно приобрести на сайтах https://spb.kassir.ru и https://www.bileter.ru
"На правах рекламы"

15 телесериалов июля: «Этерна», «Институт» по Стивену Кингу, «Путешествие на солнце и обратно» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
- 29 июня 2025 - Российская мода прошла проверку Петербургом: театрализованное дефиле «Ассоциации» в Царском Селе состоялось, несмотря на ливни
- 26 июня 2025 - Эрмитаж, Летний сад, Зоопарк и другие меняют часы работы из-за «Алых парусов»
- 26 июня 2025 - Русский музей рассказал, сколько посетителей посмотрели выставку Васнецова — это вековой рекорд Корпуса Бенуа
Статьи
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
26 июня 2025, 20:54Студийцы Молодой студии Льва Додина сыграли свою вторую премьеру на сцене МДТ в постановке Мастера. После «Ромео и Джульетты во мгле», вариаций на тему шекспировской трагедии, Додин с учениками обратились к ранней пьесе Островского «Свои люди сочтемся» на классический сюжет об обманутом мошеннике. В стремительном и остроумном спектакле обозреватель «Фонтанки» обнаружила людей, чья простота если и не хуже, то точно страшнее воровства.