Бонвиван с трагическим размахом

07 июля 2013, 15:12
Версия для печати Версия для печати

В Малом драматическом театре – Театре Европы сегодня поздравляют с 55-летием ведущего актера труппы, заслуженного артиста России Сергея Афанасьевича Власова. Он окончил знаменитый курс «Братьев и сестер» Аркадия Кацмана и Льва Додина в ленинградском Театральном институте более 30 лет назад и тогда же пришел в МДТ, за два года до того, как в этот театр пришел Додин.

Еще до прихода в МДТ Льва Додина Сергей Власов великолепно сыграл здесь подпоручика Ромашова в спектакле Ефима Падве «Господа офицеры»: это был юный человек, созданный словно по чеховскому рецепту – прекрасный лицом, душой и мыслями, и при этом трагически несовместимый с этим миром, нечеловечески жестоким.

Сергей Власов в роли подпоручика Ромашова в спектакле
Сергей Власов в роли подпоручика Ромашова в спектакле "Господа офицеры", 1982

Окажись Сергей Власов в каком-либо другом театре, он, очевидно, переиграл бы сотни героев-любовников, чаруя женщин на сцене и в зале. Но в театре Додина, по счастью, не работает система амплуа. И в спектаклях МДТ неожиданно раскрылся и развился именно этот, трагический дар актера, а попутно – талант тонкого психолога, мудрого адвоката своих сложносочиненных героев и выдающегося партнера, что в театре едва ли не важнее всего остального. На «Фонтанке» Сергея Власова поздравляют партнеры по театру и кино, коллеги, чьё мнение артисты ценят больше, чем мнение критиков.

Лев Додин, художественный руководитель МДТ – Театра Европы:

- Сергей Афанасьевич Власов – один из тех учеников (хотя я всегда боюсь употреблять это слово, потому что этим словом должны называть себя сами ученики, а не те, кто считает себя их учителями) – и, тем не менее, это один из тех учеников, которыми я горжусь и развитию которых я радуюсь: с давних пор и до сего дня. Я помню совсем юного Сережу, который пришел в институт, мало себе представляя, что может театр и что может он в театре. И хорошо знаю сегодняшнего Сергея, создателя целого ряда, на мой взгляд, великих ролей, таких как Шатов в «Бесах», Егорша в «Братьях и сестрах», капитан Саша Коровин в «Московском хоре». Кроме того, что это могучие художественные создания, это еще и очень разнообразные, богатые, яркие, глубокие, противоречивые воплощения национального русского характера, и это, мне кажется, говорит о том, что Сергей – большой артист национального масштаба. Возможно, мы это не совсем осознаем, такое отношение свойственно современникам и ровесникам. Тем более, что сегодня для нас большой артист – это тот, кто снимается в кино и мелькает на телевидении. Здесь все критерии перекошены, но я думаю, что в случае с Сережей всё стоит на своих местах, и те, кто понимает и по-настоящему любит театр, Сергея Власова любят и знают. Не говоря уже о том, что кроме России, его знают в десятках других стран. Его Егоршу полюбили на трех континентах. И, наверное, еще надо добавить, что это всё не юбилейные слова, потому что буквально последние несколько лет Сергей одну за другой создает работы какого-то нового качества, новой глубины, нового масштаба. И то взросление, которое для других часто является проблемой – особенно для тех, кого принято называть в театре героями, - для Сережи, мне кажется, становится фактом радостного и плодотворного развития. Конечно, его Кулыгин в «Трех сестрах», его абсолютно неожиданный мэр во «Враге народа» - работа, которая говорит о совсем новых Сережиных возможностях, - это всё совсем не бенефисные создания, это мгновения живой, развивающейся жизни. И это настоящая радость видеть, как мальчик на глазах становится большим артистом – большим русским артистом, большим европейским артистом, и при этом остается молодым, красивым, мужественным. Ну а дальше уже дамы скажут…

Чулпан Хаматова, народная артистка России, актриса московского театра «Современник»:

- Мы с Сергеем Власовым встречались всего один раз – на съемочной площадке фильма «72 метра», где у нас был небольшой эпизод. И, конечно же, я видела его в чудесных «Братьях и сестрах». Но я бы очень хотела встретиться с этим артистом еще раз в пространстве искусства – в театре или в кино. Потому что когда работаешь с такими людьми, как он, - людьми, которые излучают свет, правильную, позитивную, теплую энергию, - это дает тебе огромные силы. Когда вокруг тебя такие люди, как Сережа, - а он к тому же еще и настоящий мужчина, который своей легкостью умеет подбодрить, поддержать в нужный момент, - то ты начинаешь чувствовать, что трудный, подчас мучительный процесс нашей актерской работы, а не только результат, - это и есть полноценная жизнь со всеми ее прекрасными составляющими. Вот такой есть у Сережи счастливый дар. И дай Бог ему много работы с таким замечательным мастером, как Лев Додин и другими интересными режиссерами. И, конечно, здоровья – оно необходимо в любом возрасте.

Елизавета Боярская, актриса МДТ – Театра Европы:

- Я безумно счастлива работать с Сергеем Афанасьевичем теперь уже в двух спектаклях, потому что он удивительный, чуткий партнер. Я очень удивилась, узнав, что ему 55, не могла поверить - он талантливый, сильный, красивый мужчина, на которого невозможно не обратить внимания. Что важно сказать - на сцене Сергей Афанасьевич никогда не бывает одинаковым, даже когда играет один и тот же спектакль. Он замечает, чувствует все те особенности внутренних состояний, которые есть у каждого человека в каждую секунду, и, исходя из них, обнаруживает какие-то новые нюансы, какие-то петельки и крючочки в известных рисунках ролей. Так случается на каждом спектакле «Три сестры», где я играю Ирину, а Сергей Афанасьевич – Кулыгина. А недавно он совершенно по-молодечески лихо влился в «Жизнь и судьбу» на роль полковника Новикова. В спектакле есть эпизод – первая встреча моей героини Жени и командира танкового корпуса Новикова, где я его спрашиваю: «Вы, наверное, голодны, вы с дороги?», - а он мне отвечает: «Женя, да неужели не понятно?!» И Новиков, которого играет Сергей Афанасьевич, шагнул ко мне такой уверенной и твердой походкой, в нем была такая мужская сила и энергетика, что я впервые ощутила, что мне действительно все понятно. А именно – что у Жени нет выбора, что она падает, как в омут с головой. Раньше эту роль всегда играл Даня Козловский, но сравнивать этих героев невозможно, это совершенно разные люди. У Сергея Афанасьевича это взрослый, серьезный человек, и моя Женя рядом с ним становится хрупче, а любовь их – трогательней. Это чувство зрелого, сильного мужчины к молодой женщине, которая ему очень дорога, которую он очень бережет. Еще я хочу сказать, что с Сергеем Афанасьевичем очень легко находиться на сцене в партнерских отношениях, особенно если у героев есть духовная связь.

Наталья Акимова, заслуженная артистка России, актриса МДТ – Театра Европы:

- Мы с Сережей учились на одном курсе, так что знакомы уже почти сорок лет. И я до сих пор восхищаюсь тем, что он великодушно простил мне мою выходку во время вступительных экзаменов, хотя тогда я поступила крайне безответственно, и эта моя безответственность могла печально окончиться для нас обоих. Потому что на третьем туре готовятся уже партнерские этюды, и мы вместе готовили для показа «Полиньку» Чехова. А я забыла свой талисман - зайца, и, уже добравшись до Моховой, развернулась и поехала назад, на край города, где я остановилась у родственников, а там еще и дома никого не оказалось. Так что вернулась в институт только к вечеру, а наш показ должен был быть в районе двух. К счастью, нам позволили сыграть в конце. И нас приняли. Никогда после этого Сережа ни единым упреком, ни даже просто словом не напомнил мне ту историю, за которую мне очень стыдно. В нем всегда была эта внутренняя интеллигентность. Потом, когда в процессе учебы мы познакомились уже не только друг с другом, но и с родителями, мы поняли, что это результат воспитания: у Сережи замечательная большая семья с настоящими ценностями, в которой главное - уважение к старшим. Больше 30 лет мы с Сережей играем вместе, и я не могу сказать, что мне с ним на сцене комфортно. Но дело в том, что комфорт для артиста – это плохо, артист в комфорте засыпает, а он должен быть всегда собранным, всегда в стойке. Вот мы с Сережей всегда держим друг друга в стойке, не даем расслабляться, сочиняем, импровизируем, не разрушая целого. В главном же Сережка не меняется – остается таким, каким был: в нем и сейчас - те же чистота и наивность, какие были в юности. У него всегда было и есть своё мнение, на котором он любит настаивать, - и, на мой взгляд, это замечательно. Тем более что с годами он стал настоящим мастером, и, говоря о чем-то, он четко знает, как это сделать. И делает. Очень одаренно.

Анжелика Неволина, заслуженная артистка России, актриса МДТ – Театра Европы:

- Сережа прежде всего замечательный партнер: он видит, слышит, чувствует, импровизирует. Иногда он кажется чересчур дотошным, во время репетиций. Но потом, уже играя спектакль, понимаешь: это именно то, что было надо. В последнее время он постоянно всех нас удивляет: своей творческой формой и своими такими разными ролями, которые он, несомненно, заслужил. А в жизни он стал гораздо мягче, чем раньше. Я очень рада за него и рада его поздравить и пожелать удачи и новых ролей – их много не бывает, и без них актер болеет и стареет.

Татьяна Рассказова, заслуженная артистка России, актриса МДТ – Театра Европы:

- Сережа Власов – мой дважды муж. В том смысле, что мы с ним дважды за нашу карьеру играли на сцене семейную пару – в «Бегущих странниках» и в «Московском хоре». Не говоря уже о том, что это он нашел меня в коридорах нашего театрального института и за руку привел на курс Кацмана и Додина, за что я его, конечно, благодарю всю жизнь, потому что лучшей актерской школы нельзя себе вообразить. Я помню, у Сережи тогда была фантастическая копна белых волос и он, как старший товарищ, уже с дипломом, готовил со мной сцену Варвары и Кудряша из «Грозы» Островского. Там у героев любовь, и я помню, как запустила руки в Сережкины волосы и вспомнила слова Лизки Пряслиной, героини Федора Абрамова, которая говорит в "Доме": «Ничего я на свете так не любила, как в твоих золотых волосах рыться». Я хочу сказать, что с Сережей очень хорошо на сцене. Он действительно партнер. И при всей своей эффектной внешности – несмотря на юбилейный возраст он и сейчас очень красивый мужчина – он никогда не занимается самолюбованием, не ходит по сцене петухом, не ведет тихо сам с собою беседу, он чувствует партнера и отдает ему себя. Это очень редкое и очень ценное качество. Да, у него сложный характер, но покажите мне талантливого человека с легким характером. Я его очень люблю, и дай ему Бог сил, здоровья и удачи во всех начинаниях.

Сергей Кошонин, заслуженный артист России, продюсер:

- Моя мама любит весь наш курс «Братьев и сестер», но больше всех Сергея Власова, с которым много лет мы жили рядышком на Пушкинской улице. «Какой замечательный парень, всегда подойдет, поздоровается первый, а то я совсем слепая стала, спросит, как здоровье, скажет добрые слова ...». Я солидарен с мамой и публично признаюсь в любви тезке, другу и однокурснику, замечательному актеру и человеку, прекрасному семьянину и «круглому отличнику».

Александр Строев, заслуженный артист России, актер Молодежного театра на Фонтанке:

- Впервые я увидел Сергея Власова, когда был студентом. И от него шла такая энергетика, что не было никакого сомнения, что это – человек искусства. Потом я понял, что такой энергетикой обладают люди, которые в искусстве – не случайно, по призванию. Его 55 лет – это полная ерунда, и не только потому что он выглядит, как мало кто в его возрасте, а потому что он совершает такие же дурацкие (извини, Сережа!) поступки, которые обычно совершают в молодости, а потом остепеняются и становятся такими взрослыми и серьезным. Так вот, Власов таким не стал и это здорово. Поэтому он так молод. А что касается работы, то для меня на съемочной площадке он всегда был очень мягким, и очень добрым партнером. Однажды мы снялись в фильме «1 мая», где я сыграл его сына, и с тех пор я и в жизни зову его папой. А еще у нас был опыт, когда он в моей режиссерской работе снимался как актер. Так вышло, что работать пришлось в тяжелейших условиях, и природных, и бытовых: был жуткий мороз. Но Сережа – честно говоря, неожиданно для меня - оказался идеальным артистом: он работал с полной самоотдачей, слушал режиссера, вносил разные очень содержательные и конструктивные предложения, и ни разу ни на что не пожаловался.

Игорь Скляр, народный артист России, актер театра и кино:

- Учась на одном курсе в театральном институте, мы с Сережей Власовым имели уникальную оценку в зачетке: пять с плюсом за зачет по сценическому движению. Потому что за время учебы мы сделали несколько таких драк с разными предметами - таких драк, лучше которых ни у кого не получилось. Хотя мы не профессионалы, и в пластическом смысле тоже были люди талантливее нас. По гороскопу он "собака и рак", а я "петух и стрелец" – мы друзья-антагонисты, что совершенно не мешает нашей дружбе. Когда-то мы работали в одном театре, шли репетиции «Бесов», я был Ставрогиным, он Шатовым. Там есть эпизод, где Шатов дает Ставрогину пощечину. И вот Сережа раз десять бил меня по лицу, а режиссер все время говорил, что не верит. А на самом деле Сережка просто не мог перешагнуть эту черту. Мы – родные люди. Хотя достаточно на свете артистов, которые ради искусства готовы убить партнера. Это качество – то, что не смог ударить по-настоящему - мне в нем очень дорого. Вот то, что я хотел сказать про Сережу: образно, и, по-моему, доходчиво.

Валерий Галендеев, заместитель художественного руководителя МДТ – Театра Европы, заведующий кафедрой сценической речи петербургской Театральной академии:

- Сережа Власов – а он для меня по-прежнему остается Сережей – моя самая радостная педагогическая ошибка за всю жизнь. Я, конечно, был уверен, что он станет серьезным, профессиональным артистом, но я не догадывался, что он станет потрясающим, изумительным, неповторимым артистом редкостного дарования, каким он стал. И это он доказал всем своими ролями – Егоршей, Шатовым, вплоть до последнего по времени мэра Петера Стокмана. И, конечно, то, как он играет финал в «Московском хоре», недоступно никому. Думаю, что таких артистов, как Сережа Власов, нет не только в МДТ, но даже за его пределами. Так играть не смог бы никто, и даже соотносимо не смог бы. Он вобрал, аккумулировал в себе всё лучшее, всё самое серьезное, что дала ему школа Аркадия Кацмана и Льва Додина, но при этом остался удивительно легким. Меня всегда восхищал его Егорша в «Братьях и сестрах», но мне почему-то казалось, что он таким Егоршей всегда и будет. Никаких поводов так думать он не давал, просто был исчерпывающим в этой роли. Но оказалось, что это было только начало. И постепенно этот юный бонвиван превратился в мощного драматического артиста с трагическим размахом.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
 

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>