Питер, ФМ: В городе прошел традиционный День Достоевского

Сильная тяга народа к великой русской литературе в лице Ф.М.Достоевского наблюдалась в первую половину субботнего дня в районе Владимирской и Сенной площадей, а также в некоторых других памятных местах. Четвертый раз первую субботу июля Петербург отмечал День Достоевского, притом что родился Федор Михайлович 11 ноября по новому стилю, почил - 9 февраля. Зато начало июля – завершение белых ночей, вполне «достоевского» периода. А кроме того, именно в это время, если верить классику, он начал сочинять «Преступление и наказание».
Накануне у Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского в Кузнечном висело объявление: просьба ночью машины не парковать, будет вызываться эвакуатор. Готовили декорации. С утра 6 июля Кузнечный выгодно отличался от параллельных питерских переулков развешанным вроде гирлянд бельем (в роли белья – помятые бумажные листы). По тротуарам этакими стражами стояли фанерные купцы, бабы с кузовами, торговцы, мелкие чиновники: «маленькие человеки» вымахали под два этажа. Под ногами у них перемещались мы - почитатели и почитыватели книг ФМ.
- Четвертый год я не уезжаю на лето ни в Старую Руссу ни в Бадемс, - сообщил публике с балкона своей (точнее, съемной, теперь музейной) квартиры в Кузнечном, 5, Федор Михайлович (актер Виталий Салтыков). Даром что жара - в шляпе и пальто. Невозмутим, ироничен и добродушен, - и не сказать, что позади была каторга, а впереди – скорая смерть (в этом доме он прожил два года, здесь и скончался). «Хотя летом в Петербурге делать нечего, - все же начал брюзжать ФМ. - Пыльно, душно…»
Дальше великого писателя и вовсе занесло в критику: и архитектура ему современная не по нутру (неподалеку маячит Регент-холл) и вообще, «в городе происходит много бессмысленного». «Даже спеть хочется», - неожиданно заключил Федор Михайлович. И затянул невеселую песню, предложив публике подпевать. Публика, не распознав хит XIX века, все равно выражала одобрение.
Многие зрители выполнили домашнее задание – явились с плакатами. «Мы не ветошка», - сообщал один транспарант. «Man is a mystery», - подчеркивал другой. Лозунг «Маленький человек, не сдавайся!» уравновешивался другим - «Смирись, гордый человек». Иные увешали себя тут же купленными значками «Вечный муж» (почему-то чаще украшал дам) и «Я люблю Идиота». Торговля в нескольких временных лотках шла бойко, - народ скупал «Преступление и наказание» и другие книги ФМД, будто прежде не было такой возможности и больше она не представится.
Фото: Сергей Николаев
-А сейчас я приглашаю свою жену, Анну Григорьевну, - заявил Достоевский. Появившаяся на балконе Анна Григорьевна имела патлы по плечи, черное пальтецо, небритость, и вообще была мужчиной, а если точнее, актером Александром Лушиным, а если еще точнее, Парадоксалистом («Записки из подполья»). Оттесненная им Анна Григорьевна, впрочем, тоже появилась и уверенно взяла конферанс в свои руки: внизу на маленькой сцене-помосте начали появляться персонажи ФМД.
Их было с три десятка. Из «Бедных людей», «Двойника», «Села Степанчикова», «Игрока»… Вряд ли где одновременно можно было увидеть столько ведущих актеров (например, Геннадий Алимпиев), заслуженных (например, Сергей Бызгу, Александр Новиков, Виталий Коваленко) и народных (например, Олег Леваков). А также номинантов и лауреатов разных премий (например, лауреаты молодежной премии «Прорыв» Илья Дель и Евгений Шумейко и ее же номинанты Анна Арефьева, Александр Кудренко). Все они из разных театров, но объединились по случаю в дефиле «Достоевский. Версия-4» ФДМ-Театра, известного в городе увлекательными литературно-художественными композициями, результатом практически научных изысканий театроведа Веры Бирон. Среди зрителей был замечен заслуженный артист России Леонид Мозговой.
Фото: Сергей Николаев
Макар Девушкин, Голядкины старший и младший, Фома Опискин посредством пантомимы, а также танцев, рассказывали о своей жизни, заодно проводя ликбез для тех, кто подзабыл книги. Народ тянул шеи, дети водружались на плечи отцов и матерей.
- Соня – проститутка. Катерина Ивановна – чахоточная. Мармеладов – алкоголик. Хорошенькая компания, - с кислым видом провозглашал с балкона Парадоксалист.
Публика, как узнанному хиту, аплодировала персонажам «Идиота» - благо на памяти если не книга, то сериал Владимира Бортко. И чуть дивилась, узнав, что персонаж артистки Будиной Аглая в оригинале – рослая, «с мощною грудью, с сильными, почти как у мужчин, руками». Бесы из «Бесов» бросали в публику красные листовки с «Катехизисом революционера» («Революционер - человек обреченный..», «…презирает всякое доктринерство…» «… презирает общественное мнение»).

Фото: Сергей Николаев
Добрую часть Владимирской площади у метро занял зеленый тряпичный крокодил, он каждые десять минут разевал пасть и заглатывал зрителей порциями по 10 штук. Внутри крокодила, как в шатре, актеры театра «Кукольный формат» показывали коротенькое представление по литературной шалости Федора Михайловича о муже, съеденном крокодилом. Рядом - бронзовому усталому Достоевскому составляли компанию «позолоченные» живые скульптуры: Раскольников, Сонечка, Мармеладов и Алена Ивановна (театр «БИТКОМ»). Народ подкидывал им копеечку, причем больше всего почему-то противной процентщице.
Фото: Сергей Николаев
Передвигаясь сквозь толпу, там и сям можно было застрять возле юных «достоевсковедов» с зелеными шейными платками – и с любого места слушать экскурсию. «Достоевский попросил Анну Григорьевну погадать на Евангелии, и она прочитала: «Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду». И Достоевский сказал, что сегодня умрет. Так и случилось»… «30 тысяч человек провожало Федора Михайловича в последний путь – такого шествия больше не было…». «Достоевский сидел тут на скамейке, а рядом маленький мальчик лепил куличики, и один слепил прямо на подоле писательского пальто. Федор Михайлович процессу не мешал, но когда мальчик отбежал, встал – и куличик рассыпался. Когда мальчик вернулся и спросил: «Где же мой куличик?», Федор Михайлович ответил: «А я его съел».
Горожане и гости города сами собой компоновались в коллективы и шествовали по «достоевскому» маршруту: Мариинская больница, набережная Фонтанки, Владимирский проспект… Продолжение – у Сенной, по следам героев «Преступления и наказания».
…Четыре года праздник на Кузнечном делают упоминавшаяся Вера Бирон (автор идеи и сценария) и Александр Баргман (режиссер). Каждый год представление новое. Прошлогодний спектакль возили в Стамбул – говорят, бешеный успех был. Сейчас в Мексику собираются, переговоры идут. И еще в этом году комиссия по культуре ЗАКСа выделила средства на создание документального фильма об этом Дне, так что кто не видел «вживую» - увидит на экране.
Анастасия Долгошева, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».