Питер, ФМ: В городе прошел традиционный День Достоевского

07 июля 2013, 00:43
Версия для печати Версия для печати

Сильная тяга народа к великой русской литературе в лице Ф.М.Достоевского наблюдалась в первую половину субботнего дня в районе Владимирской и Сенной площадей, а также в некоторых других памятных местах. Четвертый раз первую субботу июля Петербург отмечал День Достоевского, притом что родился Федор Михайлович 11 ноября по новому стилю, почил - 9 февраля. Зато начало июля – завершение белых ночей, вполне «достоевского» периода. А кроме того, именно в это время, если верить классику, он начал сочинять «Преступление и наказание».

Накануне у Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского в Кузнечном висело объявление: просьба ночью машины не парковать, будет вызываться эвакуатор. Готовили декорации. С утра 6 июля Кузнечный выгодно отличался от параллельных питерских переулков развешанным вроде гирлянд бельем (в роли белья – помятые бумажные листы). По тротуарам этакими стражами стояли фанерные купцы, бабы с кузовами, торговцы, мелкие чиновники: «маленькие человеки» вымахали под два этажа. Под ногами у них перемещались мы - почитатели и почитыватели книг ФМ.

- Четвертый год я не уезжаю на лето ни в Старую Руссу ни в Бадемс, - сообщил публике с балкона своей (точнее, съемной, теперь музейной) квартиры в Кузнечном, 5, Федор Михайлович (актер Виталий Салтыков). Даром что жара - в шляпе и пальто. Невозмутим, ироничен и добродушен, - и не сказать, что позади была каторга, а впереди – скорая смерть (в этом доме он прожил два года, здесь и скончался). «Хотя летом в Петербурге делать нечего, - все же начал брюзжать ФМ. - Пыльно, душно…»

Дальше великого писателя и вовсе занесло в критику: и архитектура ему современная не по нутру (неподалеку маячит Регент-холл) и вообще, «в городе происходит много бессмысленного». «Даже спеть хочется», - неожиданно заключил Федор Михайлович. И затянул невеселую песню, предложив публике подпевать. Публика, не распознав хит XIX века, все равно выражала одобрение.

Многие зрители выполнили домашнее задание – явились с плакатами. «Мы не ветошка», - сообщал один транспарант. «Man is a mystery», - подчеркивал другой. Лозунг «Маленький человек, не сдавайся!» уравновешивался другим - «Смирись, гордый человек». Иные увешали себя тут же купленными значками «Вечный муж» (почему-то чаще украшал дам) и «Я люблю Идиота». Торговля в нескольких временных лотках шла бойко, - народ скупал «Преступление и наказание» и другие книги ФМД, будто прежде не было такой возможности и больше она не представится.



Фото: Сергей Николаев

-А сейчас я приглашаю свою жену, Анну Григорьевну, - заявил Достоевский. Появившаяся на балконе Анна Григорьевна имела патлы по плечи, черное пальтецо, небритость, и вообще была мужчиной, а если точнее, актером Александром Лушиным, а если еще точнее, Парадоксалистом («Записки из подполья»). Оттесненная им Анна Григорьевна, впрочем, тоже появилась и уверенно взяла конферанс в свои руки: внизу на маленькой сцене-помосте начали появляться персонажи ФМД.

Их было с три десятка. Из «Бедных людей», «Двойника», «Села Степанчикова», «Игрока»… Вряд ли где одновременно можно было увидеть столько ведущих актеров (например, Геннадий Алимпиев), заслуженных (например, Сергей Бызгу, Александр Новиков, Виталий Коваленко) и народных (например, Олег Леваков). А также номинантов и лауреатов разных премий (например, лауреаты молодежной премии «Прорыв» Илья Дель и Евгений Шумейко и ее же номинанты Анна Арефьева, Александр Кудренко). Все они из разных театров, но объединились по случаю в дефиле «Достоевский. Версия-4» ФДМ-Театра, известного в городе увлекательными литературно-художественными композициями, результатом практически научных изысканий театроведа Веры Бирон. Среди зрителей был замечен заслуженный артист России Леонид Мозговой.



Фото: Сергей Николаев

Макар Девушкин, Голядкины старший и младший, Фома Опискин посредством пантомимы, а также танцев, рассказывали о своей жизни, заодно проводя ликбез для тех, кто подзабыл книги. Народ тянул шеи, дети водружались на плечи отцов и матерей.

- Соня – проститутка. Катерина Ивановна – чахоточная. Мармеладов – алкоголик. Хорошенькая компания, - с кислым видом провозглашал с балкона Парадоксалист.

Публика, как узнанному хиту, аплодировала персонажам «Идиота» - благо на памяти если не книга, то сериал Владимира Бортко. И чуть дивилась, узнав, что персонаж артистки Будиной Аглая в оригинале – рослая, «с мощною грудью, с сильными, почти как у мужчин, руками». Бесы из «Бесов» бросали в публику красные листовки с «Катехизисом революционера» («Революционер - человек обреченный..», «…презирает всякое доктринерство…» «… презирает общественное мнение»).



Фото: Сергей Николаев

Добрую часть Владимирской площади у метро занял зеленый тряпичный крокодил, он каждые десять минут разевал пасть и заглатывал зрителей порциями по 10 штук. Внутри крокодила, как в шатре, актеры театра «Кукольный формат» показывали коротенькое представление по литературной шалости Федора Михайловича о муже, съеденном крокодилом. Рядом - бронзовому усталому Достоевскому составляли компанию «позолоченные» живые скульптуры: Раскольников, Сонечка, Мармеладов и Алена Ивановна (театр «БИТКОМ»). Народ подкидывал им копеечку, причем больше всего почему-то противной процентщице.



Фото: Сергей Николаев

Передвигаясь сквозь толпу, там и сям можно было застрять возле юных «достоевсковедов» с зелеными шейными платками – и с любого места слушать экскурсию. «Достоевский попросил Анну Григорьевну погадать на Евангелии, и она прочитала: «Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду». И Достоевский сказал, что сегодня умрет. Так и случилось»… «30 тысяч человек провожало Федора Михайловича в последний путь – такого шествия больше не было…». «Достоевский сидел тут на скамейке, а рядом маленький мальчик лепил куличики, и один слепил прямо на подоле писательского пальто. Федор Михайлович процессу не мешал, но когда мальчик отбежал, встал – и куличик рассыпался. Когда мальчик вернулся и спросил: «Где же мой куличик?», Федор Михайлович ответил: «А я его съел».

Горожане и гости города сами собой компоновались в коллективы и шествовали по «достоевскому» маршруту: Мариинская больница, набережная Фонтанки, Владимирский проспект… Продолжение – у Сенной, по следам героев «Преступления и наказания».

…Четыре года праздник на Кузнечном делают упоминавшаяся Вера Бирон (автор идеи и сценария) и Александр Баргман (режиссер). Каждый год представление новое. Прошлогодний спектакль возили в Стамбул – говорят, бешеный успех был. Сейчас в Мексику собираются, переговоры идут. И еще в этом году комиссия по культуре ЗАКСа выделила средства на создание документального фильма об этом Дне, так что кто не видел «вживую» - увидит на экране.

Анастасия Долгошева, специально для «Фонтанки.ру»

 

«Едва ли Репин и Нордман, собираясь в Италию, прихватили с собой вазу». Музей Академии художеств показывает Репина в «декорациях»

На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.

Статьи

>