Гатчинскому дворцу ищут императора
Во дворе Гатчинского дворца появится памятник Александру III, и деньги на него сдадут россияне, — таков план директора музея Василия Панкратова. Но желающих лепить царя пока мало.
В музее-заповеднике «Гатчина» увидели историческую несправедливость: императоров, которых принято считать «основными» хозяевами их дворца, — два, а памятник стоит только одному, Павлу I. Идею установить сейчас, уже в XXI веке, памятник другому — Александру III — много лет лелеет директор музея-заповедника Василий Панкратов. Сейчас он близок к своей цели как никогда.
Условие Панкратова: памятник должен быть выполнен по проекту Паоло Трубецкого — того самого, что создал «комод» с «бегемотом» и «обормотом», упрятанный с площади Восстания (тогда — Знаменской) во двор Мраморного дворца. Помимо проекта ославленного монумента, итальянский мастер создал еще один. Он хранился в недрах Русского музея тихо и бесславно, пока не попался на глаза директору ГМЗ «Гатчина».
«Я много лет искал эту идею, — вспоминал директор музея. — Хотел попросить у Русского музея ту самую статую, но не получилось. И вдруг мы обнаружили другой проект Паоло Трубецкого! Я хочу, чтобы все было максимально деликатно, не хочу никаких современных придумок — поэтому и выбран Трубецкой, чтобы это было исторично. Нового памятника я не хочу».
Воодушевившись находкой, Панкратов заказал архитектурный проект, который сделала мастерская Бориса Бейдера, «предварительно переговорил» с областными чиновниками и выяснил, что предметом охраны в планируемом месте установки является только архитектура фасадов.
Александра III хотят «поселить» в Арсенальном каре Гатчинского дворца — если смотреть на план, это будет правый внутренний двор (ближайший к пешеходному переходу), его сделают открытым. Исторически на этом месте, по словам директора музея, ничего не стояло, кроме фонарей, — это был плац.
Возможное место размещения памятника
Фото: коллаж/"Фонанка.ру"/скриншот страницы сервиса Яндекс.Карты
Конкурс проектов был объявлен Российским историческим обществом и Российским военно-историческим обществом еще весной. Однако так скромно, что из желающих принять в нем участие откликнулись лишь двое — и те, по информации источников «Фонтанки», молодые москвичи, чьи работы в Петербурге быстренько окрестили «карикатурами». Пришлось конкурс продлевать — о чем и было объявлено вчера на нынешнем Международном культурном форуме.
«По задумке организаторов, памятник должен быть выполнен с максимальным уважением к проекту Паоло Трубецкого, — выступил с трибуны Константин Могилевский, исполнительный директор фонда «История отечества». — Это будет соавторство современных скульпторов, может быть, молодых скульпторов с Паоло Трубецким. Конкурс был объявлен, но мы знаем, что не все, кто хотел, успели подать заявки. Поэтому после консультации с российским Военно-историческим обществом, с Гатчинским музеем, было принято решение конкурс продлить — до 31 января 2019 года».
Директор фонда "История Отечества" Константин Могилевский
Фото: Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"
Заседание, в ходе которого было сделано это объявление называлось «Зачем народу монументы». Впрочем, удовлетворительного ответа на этот вопрос никто не дал.
«Каждый отвечает по-своему, — задумался Константин Могилевский. — Конечно, это сохранение памяти. Но еще, на мой взгляд, это воспитание художественного вкуса. И наши скульпторы —наследники великой русской художественной традиции. Неслучайно идет обращение к художникам, ставшим уже классиками, — тем, которые творили 100 и более лет назад, — и была выбрана работа Паоло Трубецкого».
Макет памятника Александру III работы Паоло Трубецкого
Фото: Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"
Впрочем, предпосылки для «двоевластия» в Гатчине, похоже, — идеологические.
«Я хочу, чтобы было понятно, что Александровский период во дворце так же важен, как и период Павловский, — признался «Фонтанке» Василий Панкратов. — Моя сверхзадача — рассказать о герое, который здесь жил: могучий человек, былинный богатырь».
В ходе беседы с директором музея выяснилось, что к ногам Александра III, — который, впрочем, вознесется невысоко, всего на несколько десятков сантиметров над землей (такова будет высота гранитного пьедестала) — переедет и главный вход в музей. Произойдет это после окончания ремонта в окружающих залах — то есть «года через два» (к слову: в 2020-м исполнится 175 лет со дня рождения Александра III).
Деньги на реализацию проекта планируется взять с народа — но на добровольных началах.
«Будет, видимо, объявлен сбор средств, — рассказал «Фонтанке» в кулуарах форума Константин Могилевский. — Я считаю, что у людей должна быть возможность поучаствовать, сейчас многие памятники так ставятся. Ясно, что такой сбор не закроет всей суммы. Российское историческое общество является общественной организацией, в которой нет своего бюджета, это ассоциация. Есть фонд «История отечества», у которого госсубсидии на другие цели. Финансовое участие Российского военно-исторического общества — вопрос следующего этапа. Поэтому мы рассчитываем, что это будет помощь меценатов. Меценатов много, но у них сразу возникает вопрос, на что они дают деньги — так что сначала надо определиться с проектом».
По словам Могилевского, выбирать лучший вариант памятника будет жюри, возглавить его предложат все тому же Василию Панкратову.
«Понятно, что большие мастера вряд ли будут принимать в этом участие, потому что одно из главных условий — это максимально сохранить идею Трубецкого, что очень ограничивает творчество, — рассуждает гатчинский директор. — Понятно, что лепить так же, как Трубецкой, не может никто. Но хочется, чтобы молодежь гораздо в большем составе подала свои предложения, чем мы имеем на сегодняшний день».
Впрочем, не все уверены, что конкурс вообще стоило проводить.
«Если делать памятник «в размер», только литье будет стоить около полутора миллионов рублей, а изготовление вместе с постаментом потребует не меньше шести миллионов, — прикинул по просьбе «Фонтанки» скульптор Борис Сергеев, главный художник ООО «Комбинат «Скульптура».
Он уверен: сама идея делать конкурс — «нелепа»:
«Если хотят сохранить идею Паоло Трубецкого, нужно просто четко увеличить модель по всем точкам, и потом каждый штрих должна проверить комиссия. — Иначе получится то, что я уже видел в двух проектах — мягко говоря, карикатуру на Александра III Трубецкого. Это совершенно убогая лепка, два муляжа. У Трубецкого лепка — «живая», повторить ее почти невозможно, так как каждый скульптор имел свою манеру».
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны