Брейгель в Вене: Выставка, на которой побывал даже Навальный

07 ноября 2018, 13:24
Версия для печати Версия для печати

«Фонтанка» побывала в Вене на «главной выставке Европы» и рассказывает, почему на ней случился «русский бум».

Когда «Петров» и «Боширов» в интервью заявляли, что ездили в Солсбери смотреть знаменитый собор, это справедливо стало поводом для шуток. Однако своей нынешней небывалой активностью в Вене россияне будто бы решили доказать, что и вправду хотят и готовы ездить в Европу за культурой. На выставке Питера Брейгеля Старшего, публикациями о которой заполнен русскоязычный сегмент Facebook, соотечественников не меньше, чем итальянцев и французов. Австрийский музей предусмотрел русский аудиогид, на каталог не решился, в чем явно прогадал.

Лайтбоксы с картинами встречают туристов еще в венском аэропорту с заманчивыми подписями: «Оригиналы — всего в 20 минутах». Лукавят, конечно: даже самый быстрый экспресс из аэропорта до венского вокзала идет 16 минут, а Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum или, сокращённо, KHM) находится от него в нескольких километрах. Однако для создания ажиотажа все средства хороши.

Ажиотаж на выставке и правда немалый: даже спустя месяц после открытия на нее можно попасть без очереди только по заранее приобретенному билету повышенной стоимости (20 евро вместо обычных 16), с определенным временным интервалом (или без интервала, но уже за 30 евро). Прежде чем подойти к любому из произведений близко, придется постоять в очереди, многозначительно скрипя старым паркетом.

О том, что выставка станет событием года в сфере искусства, летом громко заговорила пресса. А еще раньше и громче — сами организаторы, избравшие девизом проекта фразу: «Один раз в жизни». Картин этого мастера XVI века всего в мире четыре десятка, да еще и транспортировка их практически не разрешается. Так что собрать почти 30 живописных работ и примерно столько же рисунков (на выставке представлены ещё и гравюры, сделанные по ним) — это успех, немыслимый не только в России (где, к слову, Брейгеля нет вообще), но и в других европейских странах. Наибольшее число живописных произведений художника сосредоточено в Вене. В коллекции Музея истории искусств их — 12, именно поэтому она стала ядром, вокруг которого собрались работы из остальных собраний.

Один из конкретных итогов — впервые за несколько столетий рядом оказались четыре из шести картин цикла «Времена года» (шести — потому что столько в нидерландской культуре времен года: в отличие от нас, у них две весны — ранняя и зрелая — и два лета). Одна из «Весен» не сохранилась до наших дней, второе «Лето» принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке и не предоставляется на выставки. Но если этого не знать, «комплект» покажется полным: весна, лето, осень и зима — в наличии.

На выставке встретились и две «Вавилонских башни» — из Венского музея истории искусств и из роттердамского Музея Бойманса — ван Бёнингена (одна из них вынесена на афиши в качестве титульной иллюстрации). Всего башен было три, но одна — миниатюра, написанная на слоновой кости, не сохранилась.



Фото: Питер Брейгель, "Вавилонская башня"

Не менее важны, чем живопись, графические работы. Около них — за счет небольших размеров — в основном, и образуются очереди. По печатной графике Брейгеля в первую очередь и знали современники, ведь она тиражировалась, а картины (по которым большинство его знает теперь) находились в частных собраниях и для публики были недоступны. Так что выставка восстанавливает этот баланс, сближая зрителя с его предшественниками времен художника. Посетитель видит становление мастера — со времен его поездки в Италию, после которой он стал иначе рисовать деревья, затем шедевра «Художник и знаток», продолжая вариациями на темы Босха и заканчивая сериями гравюр «Семь смертных грехов» и «Семь добродетелей».

Гравюра Питера ван дер Хейдена по рисунку Питера Брейгеля «Большие рыбы пожирают маленьких»
Гравюра Питера ван дер Хейдена по рисунку Питера Брейгеля «Большие рыбы пожирают маленьких»

Фото: Алина Циопа

Но выставка Брейгеля — это еще и про подачу: зрители знакомятся с различным познавательным материалом. Здесь вы на примере конкретного бревна увидите, в каком направлении распиленное дерево предпочитал для своих досок Брейгель, чтобы те были более прочными. И где произрастал Прибалтийский дуб, на котором он писал, и как сколачивались доски для больших картин (увидеть результат можно на примере картины «Несение креста», выставленной в двусторонней витрине), и как по карте пролегал путь кораблей, доставлявших дерево в Антверпен. Вся эта «проза жизни» вынесена в боковую анфиладу, что не мешает восприятию картин.

Обратная сторона картины «Несение креста»
Обратная сторона картины «Несение креста»

Фото: Алина Циопа

Макет кисти руки показывает, как художник наносил краску в определенном фрагменте картины
Макет кисти руки показывает, как художник наносил краску в определенном фрагменте картины

Фото: Алина Циопа

Посетители Музея истории искусств узнают и о современных реставрационных методиках и техниках, в которых работал живописец: руки манекенов держат под таким углом и такие кисточки (или даже не кисточки), как это требовалось Брейгелю для создания определенных эффектов (тут же продемонстрированы соответствующие фрагменты картин). Кроме того, один из залов посвящен историческим предметам — обуви, кухонной утвари — которые он изображал. Конечно, это не расширяет представления посетителей о смысле работ Брейгеля и о символах, используемых автором, — но чуточку сближает его с эпохой и… позволяет отдохнуть (этот зал — предпоследний, и гости доходят до него изрядно уставшим: на полный и вдумчивый осмотр выставки нужно не менее трех часов).

Экспозиция картин дополнена историческими предметами того времени, изображенными на работах Брейгеля
Экспозиция картин дополнена историческими предметами того времени, изображенными на работах Брейгеля

Фото: Алина Циопа

Подсказки аудиогида помогают рассмотреть на картинах отдельные эпизоды, считать смысл конкретных сюжетов, придавая значение каждой детали. Заметить песочные часы в руках скелета, пришедшего за королем, или влюбленную пару в противоположном углу картины «Триумф смерти» (из собрания Прадо). Или сюрреалистичность «Безумной Греты», несущей в лукошке сковороду (Музей Майер ван дер Берга, Антверпен), а также «перекочевавших» из этой картины в другую («Две обезьяны») мартышек. Кстати, на выставке, углубляясь в детали, не только назвали их породу (беловоротничковые мангабеи), но и восстановили поэтапно процесс создания картины: что художник нарисовал в первую очередь, к чему перешел.

На примерах «Битвы Масленицы и Поста» и «Крестьянской свадьбы» гостям рассказывают о цензуре, постигшей творчество Брейгеля в XVIII веке. Например, на первой была замазана покойница в телеге у женщины и вздувшийся труп на переднем плане, а на второй — гульфик у музыканта, играющего на волынке, и занимающихся любовью молодого человека и девушку на сеновале.

Питер Брейгель, фрагмент картины «Битва Масленицы и Поста» - тело женщины находилось на телеге в верхнем правом углу
Питер Брейгель, фрагмент картины «Битва Масленицы и Поста» - тело женщины находилось на телеге в верхнем правом углу

Фото: Алина Циопа

Многие представители старшего поколения россиян, изучавшего Питера Брейгеля Старшего по книгам об искусстве, не нуждаются в этих пояснениях — но выставка так удачно построена, что интересна как профессионалам, так и молодым людям, экономически активным и способным позволить себе знакомство с Брейгелем прямо с оригиналов — в том числе и тем, к кому в Instagram обратился Алексей Навальный.



Фото: instagram.com/navalny

«Прочитав в сто двадцать восьмой раз «Проходящая сейчас в Вене выставка Брейгеля — событие, случающееся один раз за жизнь человека» и «Такое бывает раз в сто лет», я сказал, что хватит это терпеть и мы тоже должны приобщиться к великому», — написал оппозиционер, разместив фотографию с детьми и женой, и рассказав, что каждый член семьи готовил доклад о двух картинах, который прочтет остальным прямо на выставке.

На предсказуемые замечания о том, что большинство россиян себе такой поездки позволить не может, тот признал, что это происходит из-за нынешней экономической политики власти, в то время как «в нормальной европейской стране такие путешествия должны быть доступны любому, у кого есть постоянная работа».

В таком контексте посещение выставки в Вене может приобрести оттенок оппозиционности и демонстрации своего культурного выбора — супротив попыток экономически или идеологически на него повлиять.

Выставка приурочена к 450-летию со дня смерти художника — правда, до этой даты еще фактически год. Экспозиция будет открыта до 13 января.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>