Брейгель в Вене: Выставка, на которой побывал даже Навальный
«Фонтанка» побывала в Вене на «главной выставке Европы» и рассказывает, почему на ней случился «русский бум».
Когда «Петров» и «Боширов» в интервью заявляли, что ездили в Солсбери смотреть знаменитый собор, это справедливо стало поводом для шуток. Однако своей нынешней небывалой активностью в Вене россияне будто бы решили доказать, что и вправду хотят и готовы ездить в Европу за культурой. На выставке Питера Брейгеля Старшего, публикациями о которой заполнен русскоязычный сегмент Facebook, соотечественников не меньше, чем итальянцев и французов. Австрийский музей предусмотрел русский аудиогид, на каталог не решился, в чем явно прогадал.
Лайтбоксы с картинами встречают туристов еще в венском аэропорту с заманчивыми подписями: «Оригиналы — всего в 20 минутах». Лукавят, конечно: даже самый быстрый экспресс из аэропорта до венского вокзала идет 16 минут, а Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum или, сокращённо, KHM) находится от него в нескольких километрах. Однако для создания ажиотажа все средства хороши.
Ажиотаж на выставке и правда немалый: даже спустя месяц после открытия на нее можно попасть без очереди только по заранее приобретенному билету повышенной стоимости (20 евро вместо обычных 16), с определенным временным интервалом (или без интервала, но уже за 30 евро). Прежде чем подойти к любому из произведений близко, придется постоять в очереди, многозначительно скрипя старым паркетом.
О том, что выставка станет событием года в сфере искусства, летом громко заговорила пресса. А еще раньше и громче — сами организаторы, избравшие девизом проекта фразу: «Один раз в жизни». Картин этого мастера XVI века всего в мире четыре десятка, да еще и транспортировка их практически не разрешается. Так что собрать почти 30 живописных работ и примерно столько же рисунков (на выставке представлены ещё и гравюры, сделанные по ним) — это успех, немыслимый не только в России (где, к слову, Брейгеля нет вообще), но и в других европейских странах. Наибольшее число живописных произведений художника сосредоточено в Вене. В коллекции Музея истории искусств их — 12, именно поэтому она стала ядром, вокруг которого собрались работы из остальных собраний.
Один из конкретных итогов — впервые за несколько столетий рядом оказались четыре из шести картин цикла «Времена года» (шести — потому что столько в нидерландской культуре времен года: в отличие от нас, у них две весны — ранняя и зрелая — и два лета). Одна из «Весен» не сохранилась до наших дней, второе «Лето» принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке и не предоставляется на выставки. Но если этого не знать, «комплект» покажется полным: весна, лето, осень и зима — в наличии.
На выставке встретились и две «Вавилонских башни» — из Венского музея истории искусств и из роттердамского Музея Бойманса — ван Бёнингена (одна из них вынесена на афиши в качестве титульной иллюстрации). Всего башен было три, но одна — миниатюра, написанная на слоновой кости, не сохранилась.
Фото: Питер Брейгель, "Вавилонская башня"
Не менее важны, чем живопись, графические работы. Около них — за счет небольших размеров — в основном, и образуются очереди. По печатной графике Брейгеля в первую очередь и знали современники, ведь она тиражировалась, а картины (по которым большинство его знает теперь) находились в частных собраниях и для публики были недоступны. Так что выставка восстанавливает этот баланс, сближая зрителя с его предшественниками времен художника. Посетитель видит становление мастера — со времен его поездки в Италию, после которой он стал иначе рисовать деревья, затем шедевра «Художник и знаток», продолжая вариациями на темы Босха и заканчивая сериями гравюр «Семь смертных грехов» и «Семь добродетелей».
Гравюра Питера ван дер Хейдена по рисунку Питера Брейгеля «Большие рыбы пожирают маленьких»
Фото: Алина Циопа
Но выставка Брейгеля — это еще и про подачу: зрители знакомятся с различным познавательным материалом. Здесь вы на примере конкретного бревна увидите, в каком направлении распиленное дерево предпочитал для своих досок Брейгель, чтобы те были более прочными. И где произрастал Прибалтийский дуб, на котором он писал, и как сколачивались доски для больших картин (увидеть результат можно на примере картины «Несение креста», выставленной в двусторонней витрине), и как по карте пролегал путь кораблей, доставлявших дерево в Антверпен. Вся эта «проза жизни» вынесена в боковую анфиладу, что не мешает восприятию картин.
Обратная сторона картины «Несение креста»
Фото: Алина Циопа
Макет кисти руки показывает, как художник наносил краску в определенном фрагменте картины
Фото: Алина Циопа
Посетители Музея истории искусств узнают и о современных реставрационных методиках и техниках, в которых работал живописец: руки манекенов держат под таким углом и такие кисточки (или даже не кисточки), как это требовалось Брейгелю для создания определенных эффектов (тут же продемонстрированы соответствующие фрагменты картин). Кроме того, один из залов посвящен историческим предметам — обуви, кухонной утвари — которые он изображал. Конечно, это не расширяет представления посетителей о смысле работ Брейгеля и о символах, используемых автором, — но чуточку сближает его с эпохой и… позволяет отдохнуть (этот зал — предпоследний, и гости доходят до него изрядно уставшим: на полный и вдумчивый осмотр выставки нужно не менее трех часов).
Экспозиция картин дополнена историческими предметами того времени, изображенными на работах Брейгеля
Фото: Алина Циопа
Подсказки аудиогида помогают рассмотреть на картинах отдельные эпизоды, считать смысл конкретных сюжетов, придавая значение каждой детали. Заметить песочные часы в руках скелета, пришедшего за королем, или влюбленную пару в противоположном углу картины «Триумф смерти» (из собрания Прадо). Или сюрреалистичность «Безумной Греты», несущей в лукошке сковороду (Музей Майер ван дер Берга, Антверпен), а также «перекочевавших» из этой картины в другую («Две обезьяны») мартышек. Кстати, на выставке, углубляясь в детали, не только назвали их породу (беловоротничковые мангабеи), но и восстановили поэтапно процесс создания картины: что художник нарисовал в первую очередь, к чему перешел.
На примерах «Битвы Масленицы и Поста» и «Крестьянской свадьбы» гостям рассказывают о цензуре, постигшей творчество Брейгеля в XVIII веке. Например, на первой была замазана покойница в телеге у женщины и вздувшийся труп на переднем плане, а на второй — гульфик у музыканта, играющего на волынке, и занимающихся любовью молодого человека и девушку на сеновале.
Питер Брейгель, фрагмент картины «Битва Масленицы и Поста» - тело женщины находилось на телеге в верхнем правом углу
Фото: Алина Циопа
Многие представители старшего поколения россиян, изучавшего Питера Брейгеля Старшего по книгам об искусстве, не нуждаются в этих пояснениях — но выставка так удачно построена, что интересна как профессионалам, так и молодым людям, экономически активным и способным позволить себе знакомство с Брейгелем прямо с оригиналов — в том числе и тем, к кому в Instagram обратился Алексей Навальный.
Фото: instagram.com/navalny
«Прочитав в сто двадцать восьмой раз «Проходящая сейчас в Вене выставка Брейгеля — событие, случающееся один раз за жизнь человека» и «Такое бывает раз в сто лет», я сказал, что хватит это терпеть и мы тоже должны приобщиться к великому», — написал оппозиционер, разместив фотографию с детьми и женой, и рассказав, что каждый член семьи готовил доклад о двух картинах, который прочтет остальным прямо на выставке.
На предсказуемые замечания о том, что большинство россиян себе такой поездки позволить не может, тот признал, что это происходит из-за нынешней экономической политики власти, в то время как «в нормальной европейской стране такие путешествия должны быть доступны любому, у кого есть постоянная работа».
В таком контексте посещение выставки в Вене может приобрести оттенок оппозиционности и демонстрации своего культурного выбора — супротив попыток экономически или идеологически на него повлиять.
Выставка приурочена к 450-летию со дня смерти художника — правда, до этой даты еще фактически год. Экспозиция будет открыта до 13 января.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны