«Дикая жизнь»: Нелюбовь по-американски
В прокате — «Дикая жизнь», режиссерский дебют Пола Дано (Пьер Безухов из «Войны и мира» BBC) и один из самых «актерских» фильмов последнего времени. Экранизация романа пулитцеровского лауреата Ричарда Форда.
Что фильм будет, как минимум, достойным, было ясно с самого начала. Дано — один из самых неординарных актеров нашего времени: лучший Пьер Безухов (ребенок, а не толстяк с бесконечными внутренними монологами) из «Войны и мира» от BBC, злодей-фанатик из «Нефти», подросток-бунтарь из «Маленькой мисс Счастье». Такие в режиссерское кресло перелетают легко и незаметно, становятся прекрасными модераторами чужой игры. В основе — не лучший (критики его встретили очень холодно), но неплохой роман Ричарда Форда, лауреата Пулитцеровской премии и одного из самых радикальных экспериментаторов с языком и сюжетом. «Дикая жизнь» — сентиментальная история из американской глубинки о простом парне, который теряет работу, устраивается тушить лесные пожары, а в итоге его семья распадается. Актеры — высший класс: преступно мало снимающаяся британка Кэри Маллиган и Джейк Джилленхол. Ничего, кроме хорошего фильма, из такого союза по умолчанию не может получиться. Но получилось у Дано много большее.
Сценарий он написал вместе с Зои Казан, фигурой совсем уж удивительной и в России почти неизвестной. Да, это внучка великого режиссера Элии Казана, а еще прима американского независимого кино, снимавшаяся у Ричарда Линклейтера в «Орсоне Уэллсе» и Сэма Мендеса в «Дороге перемен». Её дебютный сценарий «Руби Спаркс» получил кучу премий и стал большим событием. Роман Форда она достаточно сильно перекроила: главный герой тут не отец семейства, погруженный в депрессию и поиски работы, а мальчишка-подросток. Из увесистой книжки Казан взяла только эпизоды, связанные с ним, ожидающим отца и наблюдающим за мутацией матери — из домохозяйки и всепрощающей жены в разбитную девицу в поисках любви и новой молодости. Само такое переключение фокуса превращает фильм в трогательное, живое, переживательное зрелище.
Которое бы никогда, конечно, не состоялось без актеров. Стопроцентное попадание — исполнитель главной роли, подросток Эд Оксенбульд. Дано проворачивает с ним трюк, который сплошь и рядом режиссеры с именем себе позволяют как удачный приём: делает его очень похожим на самого себя. Оксенбульд порой до невероятности похож на Дано из «Маленькой мисс», носатого и нескладного юношу, страдающего и раздраженного. Подростки такими простыми и органичными почти не бывают, в этом смысле с актером очень и очень повезло.
Кэри Маллиган, большая актриса, которой прежде несколько мешала кукольная внешность. Трогательная барышня — и в «Драйве», и в «Стыде», и в «Великом Гэтсби». Дано в «Жизни» дарит ей нечто большее, расширяет границы амплуа: милую девочку Маллиган играет только в первых нескольких эпизодах. Дальше происходит трансформация в истеричку, на фарфоровом личике проступают жилы и вены, глаза наливаются кровью.
Джейка Джилленхолла тут мало — как уже говорилось, его персонаж отошел в фильме на второй план — но он существует абсолютно в тех рамках, в которых ему обычно комфортнее всего. Лежит на диване, спит в машине — в общем, ничего не делает, и наблюдать за этим можно бесконечно.
Дано фильм очень здорово решает в изобразительном плане. Надоевший трюк: герой стоит на остановке, подъезжает автобус, уезжает, героя нет. Так показан финал «Бумера», что-то похожее есть вообще в каждом втором фильме. Дано красивый образ переносит в свой фильм. Но развивает: после отъезда автобуса камера сначала, как обычно, показывает пустой тротуар, а затем разворачивается на девяносто градусов. Вниз по улице идет герой: никуда он не уехал, идет домой.
Ни на «Оскар», ни на «Глобус», ни на BAFTA номинантов пока не объявили. Но совершенно точно «Жизнь» окажется в их числе: вряд ли, конечно, Дано за свой дебют возьмет и отхватит одну из главных кинопремий мира. Но в актерских или сценарной номинации — наверняка. Тем радостнее, что лента вышла в прокат сейчас — можно за неё с чистой совестью болеть.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Записка Мюллера: немец сражается с нервными русскими в «Особенностях национальной больницы»
Новости
- 04 октября 2024 - В Петропавловской крепости увековечили одного из основоположников советской космонавтики Бориса Раушенбаха
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
Статьи
-
30 сентября 2024, 20:55
-
30 сентября 2024, 12:48