
«Дикая жизнь»: Нелюбовь по-американски

В прокате — «Дикая жизнь», режиссерский дебют Пола Дано (Пьер Безухов из «Войны и мира» BBC) и один из самых «актерских» фильмов последнего времени. Экранизация романа пулитцеровского лауреата Ричарда Форда.
Что фильм будет, как минимум, достойным, было ясно с самого начала. Дано — один из самых неординарных актеров нашего времени: лучший Пьер Безухов (ребенок, а не толстяк с бесконечными внутренними монологами) из «Войны и мира» от BBC, злодей-фанатик из «Нефти», подросток-бунтарь из «Маленькой мисс Счастье». Такие в режиссерское кресло перелетают легко и незаметно, становятся прекрасными модераторами чужой игры. В основе — не лучший (критики его встретили очень холодно), но неплохой роман Ричарда Форда, лауреата Пулитцеровской премии и одного из самых радикальных экспериментаторов с языком и сюжетом. «Дикая жизнь» — сентиментальная история из американской глубинки о простом парне, который теряет работу, устраивается тушить лесные пожары, а в итоге его семья распадается. Актеры — высший класс: преступно мало снимающаяся британка Кэри Маллиган и Джейк Джилленхол. Ничего, кроме хорошего фильма, из такого союза по умолчанию не может получиться. Но получилось у Дано много большее.
Сценарий он написал вместе с Зои Казан, фигурой совсем уж удивительной и в России почти неизвестной. Да, это внучка великого режиссера Элии Казана, а еще прима американского независимого кино, снимавшаяся у Ричарда Линклейтера в «Орсоне Уэллсе» и Сэма Мендеса в «Дороге перемен». Её дебютный сценарий «Руби Спаркс» получил кучу премий и стал большим событием. Роман Форда она достаточно сильно перекроила: главный герой тут не отец семейства, погруженный в депрессию и поиски работы, а мальчишка-подросток. Из увесистой книжки Казан взяла только эпизоды, связанные с ним, ожидающим отца и наблюдающим за мутацией матери — из домохозяйки и всепрощающей жены в разбитную девицу в поисках любви и новой молодости. Само такое переключение фокуса превращает фильм в трогательное, живое, переживательное зрелище.
Которое бы никогда, конечно, не состоялось без актеров. Стопроцентное попадание — исполнитель главной роли, подросток Эд Оксенбульд. Дано проворачивает с ним трюк, который сплошь и рядом режиссеры с именем себе позволяют как удачный приём: делает его очень похожим на самого себя. Оксенбульд порой до невероятности похож на Дано из «Маленькой мисс», носатого и нескладного юношу, страдающего и раздраженного. Подростки такими простыми и органичными почти не бывают, в этом смысле с актером очень и очень повезло.
Кэри Маллиган, большая актриса, которой прежде несколько мешала кукольная внешность. Трогательная барышня — и в «Драйве», и в «Стыде», и в «Великом Гэтсби». Дано в «Жизни» дарит ей нечто большее, расширяет границы амплуа: милую девочку Маллиган играет только в первых нескольких эпизодах. Дальше происходит трансформация в истеричку, на фарфоровом личике проступают жилы и вены, глаза наливаются кровью.
Джейка Джилленхолла тут мало — как уже говорилось, его персонаж отошел в фильме на второй план — но он существует абсолютно в тех рамках, в которых ему обычно комфортнее всего. Лежит на диване, спит в машине — в общем, ничего не делает, и наблюдать за этим можно бесконечно.
Дано фильм очень здорово решает в изобразительном плане. Надоевший трюк: герой стоит на остановке, подъезжает автобус, уезжает, героя нет. Так показан финал «Бумера», что-то похожее есть вообще в каждом втором фильме. Дано красивый образ переносит в свой фильм. Но развивает: после отъезда автобуса камера сначала, как обычно, показывает пустой тротуар, а затем разворачивается на девяносто градусов. Вниз по улице идет герой: никуда он не уехал, идет домой.
Ни на «Оскар», ни на «Глобус», ни на BAFTA номинантов пока не объявили. Но совершенно точно «Жизнь» окажется в их числе: вряд ли, конечно, Дано за свой дебют возьмет и отхватит одну из главных кинопремий мира. Но в актерских или сценарной номинации — наверняка. Тем радостнее, что лента вышла в прокат сейчас — можно за неё с чистой совестью болеть.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Секрет Фонтенбло, борода Франциска I и танцующие без кожи: Эрмитаж раскрывает страницы французской графики
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 26 марта 2025 - Пушкинский музей пересмотрит закупки последних лет, в их числе оказалась картина Никаса Сафронова
- 25 марта 2025 - Летающая леди, выпавший зуб и купание в фонтане. Вышел первый трейлер продолжения «Чебурашки»
- 24 марта 2025 - В Москве вручили премию «Ника» за 2024 год: «Мастер и Маргарита» забрали все лучшее
- 22 марта 2025 - Весеннее солнце подсветило скульптуры в Академии художеств — посмотрите, какие они на пленке
- 22 марта 2025 - Фотограф и художник-метафизик Валентин Самарин умер в Петербурге
Статьи
-
25 марта 2025, 15:10Ежегодный праздник для всех, кто интересуется балетом и современным танцем, — Международный фестиваль Dance Open откроется в Петербурге уже 18 апреля. В преддверии события основатель и художественный руководитель фестиваля Екатерина Галанова рассказала «Фонтанке» о юморе и философии в танце, «эзотерическом балете», барочной музыке и вызовах для организаторов.
-
24 марта 2025, 18:50Петербуржец Петр Шерешевский хорошо известен театралам не только в двух столицах, но и по всей России. География его спектаклей настолько обширна, что можно запускать специальный туристический маршрут: и в театр с удовольствием сходишь, и страну узнаешь. Сейчас Шерешевский — главный режиссер сразу двух театров в Москве и Петербурге; на премьеру «Три» в Камерном театре Малыщицкого не достать билетов; МХТ в составе Больших гастролей привез в Петербург спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Мы встретились с режиссером в рамках проекта «(От)Личный Петербург» и поговорили об агрессивных птицах мира, израильском Чехове и спектаклях, на которые можно приходить голодными.