
«Дикая жизнь»: Нелюбовь по-американски

В прокате — «Дикая жизнь», режиссерский дебют Пола Дано (Пьер Безухов из «Войны и мира» BBC) и один из самых «актерских» фильмов последнего времени. Экранизация романа пулитцеровского лауреата Ричарда Форда.
Что фильм будет, как минимум, достойным, было ясно с самого начала. Дано — один из самых неординарных актеров нашего времени: лучший Пьер Безухов (ребенок, а не толстяк с бесконечными внутренними монологами) из «Войны и мира» от BBC, злодей-фанатик из «Нефти», подросток-бунтарь из «Маленькой мисс Счастье». Такие в режиссерское кресло перелетают легко и незаметно, становятся прекрасными модераторами чужой игры. В основе — не лучший (критики его встретили очень холодно), но неплохой роман Ричарда Форда, лауреата Пулитцеровской премии и одного из самых радикальных экспериментаторов с языком и сюжетом. «Дикая жизнь» — сентиментальная история из американской глубинки о простом парне, который теряет работу, устраивается тушить лесные пожары, а в итоге его семья распадается. Актеры — высший класс: преступно мало снимающаяся британка Кэри Маллиган и Джейк Джилленхол. Ничего, кроме хорошего фильма, из такого союза по умолчанию не может получиться. Но получилось у Дано много большее.
Сценарий он написал вместе с Зои Казан, фигурой совсем уж удивительной и в России почти неизвестной. Да, это внучка великого режиссера Элии Казана, а еще прима американского независимого кино, снимавшаяся у Ричарда Линклейтера в «Орсоне Уэллсе» и Сэма Мендеса в «Дороге перемен». Её дебютный сценарий «Руби Спаркс» получил кучу премий и стал большим событием. Роман Форда она достаточно сильно перекроила: главный герой тут не отец семейства, погруженный в депрессию и поиски работы, а мальчишка-подросток. Из увесистой книжки Казан взяла только эпизоды, связанные с ним, ожидающим отца и наблюдающим за мутацией матери — из домохозяйки и всепрощающей жены в разбитную девицу в поисках любви и новой молодости. Само такое переключение фокуса превращает фильм в трогательное, живое, переживательное зрелище.
Которое бы никогда, конечно, не состоялось без актеров. Стопроцентное попадание — исполнитель главной роли, подросток Эд Оксенбульд. Дано проворачивает с ним трюк, который сплошь и рядом режиссеры с именем себе позволяют как удачный приём: делает его очень похожим на самого себя. Оксенбульд порой до невероятности похож на Дано из «Маленькой мисс», носатого и нескладного юношу, страдающего и раздраженного. Подростки такими простыми и органичными почти не бывают, в этом смысле с актером очень и очень повезло.
Кэри Маллиган, большая актриса, которой прежде несколько мешала кукольная внешность. Трогательная барышня — и в «Драйве», и в «Стыде», и в «Великом Гэтсби». Дано в «Жизни» дарит ей нечто большее, расширяет границы амплуа: милую девочку Маллиган играет только в первых нескольких эпизодах. Дальше происходит трансформация в истеричку, на фарфоровом личике проступают жилы и вены, глаза наливаются кровью.
Джейка Джилленхолла тут мало — как уже говорилось, его персонаж отошел в фильме на второй план — но он существует абсолютно в тех рамках, в которых ему обычно комфортнее всего. Лежит на диване, спит в машине — в общем, ничего не делает, и наблюдать за этим можно бесконечно.
Дано фильм очень здорово решает в изобразительном плане. Надоевший трюк: герой стоит на остановке, подъезжает автобус, уезжает, героя нет. Так показан финал «Бумера», что-то похожее есть вообще в каждом втором фильме. Дано красивый образ переносит в свой фильм. Но развивает: после отъезда автобуса камера сначала, как обычно, показывает пустой тротуар, а затем разворачивается на девяносто градусов. Вниз по улице идет герой: никуда он не уехал, идет домой.
Ни на «Оскар», ни на «Глобус», ни на BAFTA номинантов пока не объявили. Но совершенно точно «Жизнь» окажется в их числе: вряд ли, конечно, Дано за свой дебют возьмет и отхватит одну из главных кинопремий мира. Но в актерских или сценарной номинации — наверняка. Тем радостнее, что лента вышла в прокат сейчас — можно за неё с чистой совестью болеть.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Не то, чем кажутся. Какие экспонаты петербургских музеев рассказывают о войнах и потрясениях — а вы этого не подозреваете
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50