
«Приключения итальянца» в цирке Чинизелли: Без приключений

Впервые с 1930-х годов на петербургском манеже — полноценная программа с участием знаменитого европейского клоуна. Дэвид Ларибле — звезда первой величины, обладатель серебряного и золотого приза самого престижного циркового фестиваля в Монте-Карло. Но достоин ли клоуна тот фон, на котором он выступает, рассуждает цирковой обозреватель «Фонтанки».
Для Дэвида Ларибле его ангажемент в Петербурге — четвертая программа в России, но первая в северной столице. О взыскательности петербургской публики клоун наслышан и ещё до старта программы был уверен, что к ней придется приноравливаться особо.
Артист в седьмом поколении владеет множеством цирковых жанров и наделен недюжинными вокальными данными. Однако главное его достоинство — в том, что еще недавно считалось в цирковом мире дурным тоном. Ларибле давно и с успехом вовлекает в репризы зрителей, и достиг в этом прямо-таки филигранного мастерства. Он за какие-то секунды умудряется выбрать из зала случайных людей, а затем взаимодействовать с ними так, словно знает их всю жизнь. Способность улавливать мельчайшие движения и настроения, помноженная на природное обаяние и хороший вкус, делает итальянца особенным явлением среди современных популярных клоунов. Он из тех, кого надо видеть и знать.
Сольная клоунада, при которой действующим лицом является не только сам клоун, но и публика, по праву считается высшим пилотажем. Практикующий такую манеру артист должен не только выстраивать драматургию репризы, обладать мгновенной реакцией, но и быть способным к моментальной импровизации. Все это и умеет Ларибле, и именно поэтому он — единственный на сегодня представитель своего жанра, получивший высшую награду в Монако не за вклад в искусство цирка, а за конкретное выступление. Свой тип клоунады он описывает как «смешение импровизации и спонтанности итальянской комедии дель арте, блестящих традиций советской клоунады и полной свободы уличных клоунов».
В программе «Приключения итальянца в России» в петербургском цирке Чинизелли Ларибле балансирует между традиций разных стран, отталкиваясь от них и вливая в них новую энергию. Уже первая его реприза — это, с одной стороны, элегантный оммаж в сторону Олега Попова и при этом совершенно собственное, исполненное с привлечением зрителей, прочтение коллизии с «Солнечным зайчиком». Последующие репризы восходят к конкретным цирковым жанрам и многовековой традиции музыкальных клоунов, игравших на разного рода инструментах. Персонаж Ларибле и сам играет на концертине, и, опять же трансформируя традицию, демонстрирует уникальный вариант поющего клоуна. Вместе с москвичкой Еленой Петриковой отдает дань и цирковым мифам: вечная история о несбыточной любви неуклюжего клоуна к прекрасной гимнастке реализована в петербургском представлении буквально. В то время как Петрикова парит на недосягаемой высоте, Ларибле со всей возможной страстью поет в надежде быть замеченным обожаемой артисткой.
У петербургского представления интригующее название, но оно никак не соотносится с известным фильмом и строится вокруг Ларибле по принципу дивертисмента. Идея заявлена, но замерла на уровне замысла — в этом отношении петербургский цирк топчется на месте и никак не отважится на решающий скачок в сторону сюжетного представления. Елена Петрикова, три года назад завоевавшая в дуэте с Еленой Бараненко бронзу Монте-Карло, дебютирует в Петербурге в качестве режиссера. Режиссерскую поступь воздушной гимнастки уверенной пока не назовешь, хотя в её копилке есть и безусловные удачи. Например, только месяц назад в Москве в рамках фестиваля «Идол» состоялась премьера поставленного Петриковой номера дрессировщиков львов Ольги Борисовой и Алексея Макаренко «В садах Ривенделла». Режиссеру удалось — в таком сложном жанре, как дрессура крупных хищников — насытить легкостью и изяществом номер, великолепный в трюковой части, но страдавший прежде тяжеловесностью и длиннотами.
В Петербурге режиссерское решение перспективной идеи с «итальянцем в России» реализовалось лишь отчасти: бенефициант Ларибле подан во всех отношениях выгодно, а вот остальная часть программы оставляет желать лучшего. Лишенная привычных московских коллег — художников и хореографов, Петрикова не смогла самостоятельно переломить стиль петербургского кордебалета и вмешаться в решение отдельных номеров. Задействованный в программе шоу-балет «Антре» не в состоянии полноценно освоить цирковое пространство, не способен грамотно заполнить паузы между номерами, не говоря уже о давно привычной в современном цирке интеграции танцевальных элементов в номера. Недостаточная техническая оснащенность цирка не позволила в полной мере реализоваться и идее вокальных номеров Ларибле. Звук растекается по залу так, что порой кажется, будто клоун забыл слова. Без внимания оставлены и некоторые провисающие в темпе номера, где помощь режиссера явно пошла бы на пользу артистам. Паззл складывается во многом благодаря Ларибле. Там же, где его выход не предусмотрен, публику развлекают чем придется — то нехитро вышагивающими барышнями из кордебалета, то незатейливыми играми в мяч с публикой.
Нетребовательная форма дивертисмента однако позволяет оправдать присутствие в одном представлении самых разных по стилю номеров. В новой программе выделяется молодое поколение цирковых артистов. Их удаль буквально хлещет через край. Сумасшедшие нагоняющие страх трюки на «Колесе смелости» — а там в принципе невозможна страховка — выделывают братья Суанбековы. Им вторят многообещающие и элегантные гусары-эквилибристы на першах под руководством Таалайбека Саралаева. И если бы не заметная пока опора на лонжу при прыжках, номеру не было бы цены. Бешеные скорости «Русских казаков» под управлением Виолетты Александровой-Серж в сочетании с авторскими головоломными трюками уже сейчас говорят о большом мастерстве и амбициях этого коллектива наездников. Отмеченный серебром Монте-Карло дрессировщик львов Владислав Гончаров создает впечатление очень темповой работы с обычно ленивыми львами. Он действует в одиночестве, без ассистента, подбирается к контактной дрессуре и освоил рекордные трюки — например, взваливает на плечи льва.
Артистический потенциал нового представления очевиден и бесспорен. Молодой задор вкупе с выверенными репризами Ларибле — двигатели программы. Однако ни о каких «приключениях», тем более с опорой на российский колорит, нет и речи. Ларибле — сам собой, номера — сами собой. Они состыкованы лишь условно, ни более и ни менее, чем требуется в дивертисменте. Тут впору задаться вопросом, есть ли у выбранного для программы удачного названия хоть какие-то критерии, кроме коммерческих, и может ли петербургский цирк в принципе создавать давно обещанные сюжетные представления. Ответ на последний вопрос может быть дан лишь тогда, когда в цирке Чинизелли появится своя команда режиссеров, хореографов и художников, способных оформлять каждую программу. Пока их нет.
«Приключения итальянца в России» продлятся до 2 декабря.
Ирина Селезнева-Редер, специально для «Фонтанки.ру»

«Прости мои очеса, Спасе, что видели то непотребство»: «Тума» Захара Прилепина как вопль к небу из глубины беззакония
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 23 июня 2025 - Ученый объяснил, почему у Пушкина «русалка на ветвях сидит»
- 19 июня 2025 - Названы даты следующего международного форума в Петербурге — Объединенных культур
- 19 июня 2025 - Гергиев продирижирует премьерой мистической оперы «Мандрагора», созданной с использованием нейросетей
- 18 июня 2025 - Полушекели времен Христа и тетрадрахма Октавиана Августа — Эрмитаж показывает поступивший дар старинных монет
- 17 июня 2025 - Никита Михалков хочет ввести сбор за прокат американского кино в пользу отечественного
Статьи
-
21 июня 2025, 16:55В Мариинском театре на полях ПМЭФ состоялась премьера оперы «Мандрагора». Уникальность события — в том, что это первая в мире опера, которая была дописана за композитором-классиком (в данном случае — Чайковским) искусственным интеллектом. Строго говоря, даже не одним: GigaChat помог написать либретто, SymFormer доработал музыкальную ткань, а Kandinsky создал визуальные и сценографические решения. С учетом их принадлежности неудивительно, что первой оперу услышали гости закрытого приема Сбера на полях ПМЭФ. За дирижерский пульт встал сам Валерий Гергиев, а партии исполняли солисты Большого и Мариинского. «Фонтанка» оценила результат.
-
18 июня 2025, 18:34Выставка авангарда на втором этаже Корпуса Бенуа сделана так, чтобы на её основе можно было создать часть обновлённой постоянной экспозиции: строго, приятно старомодно, лицом к зрителю, но без заискивания. Называется проект лаконично — «Наш авангард» — и как будто демонстрирует готовность музея «собирать камни», созидать. Кому-то выставка покажется консервативной, но и авангард давно не «современное искусство» (простите, для кого это удар).
-
17 июня 2025, 18:11
-
16 июня 2025, 13:08