
Аритмия здорового человека: Кому понравится фильм «Сердце мира», победивший на «Кинотавре»

В прокате — «Сердце мира», заслуженный победитель «Кинотавра» и действительно очень значительный фильм Натальи Мещаниновой. Обязательный к просмотру для тех, кто год назад был тронут «Аритмией» Бориса Хлебникова.
Родственность «Сердца» и «Аритмии» очевидна: это своеобразные фильмы-перевертыши. «Аритмию» снял Борис Хлебников по сценарию Натальи Мещаниновой. «Сердце» — Мещанинова по сценарию Хлебникова. Фильмы схожи даже технически: там и там повседневная реальность отливается в художественную форму. Только сравнение будет не в пользу хлебниковской истории про докторов. «Сердце» сделано куда изящнее, тоньше и неординарнее.
Что Мещанинова — лучший за очень долгое время русский сценарист, было ясно с самого начала, с сериала Валерии Гай-Германики «Школа». Мещанинова обладает совершенно чеховским и очень редким талантом: умеет построить действие так, что пересказать его невозможно. На экране ничего не происходит, только какие-то детали, нюансы и мелочи, но от них не оторваться. Так умел строить свои истории, например, Володин (не зря его «С любимыми не расставайтесь» Мещанинова переписала и осовременила в «Еще одном годе» Оксаны Бычковой). В «Сердце» действительно ничего не происходит и одновременно очень много всего творится. Зрителю, желающему ясности, ухватиться толком не за что: молодой и робкий парень работает с охотничьими собаками на тренировочной станции, живет во времянке при семье своего начальника и коллеги. В то же время тут есть и постельные сцены, и жестокость, и смерти, и пьянка, и менты, и хипстеры — всего понемногу, всё доведено до конца, ясно очерчено, подано просто и иронично.
Еще одна суперспособность Мещаниновой (заметная в «Аритмии», кстати) — отлично писать диалоги на современном, гибком, разговорном языке. До сих пор этим талантом мог похвастать лишь Владимир Георгиевич Сорокин, ленты по его сценариям можно опознавать по речи героев, простой и уличной. Больше так никто не умеет — все идут в лучшем случае по старому пути Александра Миндадзе, когда диалоги сплошь состоят из междометий. Персонажи «Сердца» говорят ясно и связно, на современном, совершенно тождественном и адекватном зрителю языке — у Мещаниновой ухо золотое, умеет слышать, цеплять бытовую речь.
Есть избитая и, в общем, ничего не значащая фраза, которую приписывают обычно Хичкоку — «чтобы снять фильм, нужно три вещи: сценарий, сценарий и сценарий». Опровергнуть это утверждение — раз плюнуть (кино от Вертова до наших дней прекрасно без бумажек обходится). Но «Сердце» эту истину здорово подтверждает —мастерски сочиненная история, как сим-сим, открывает все остальные дверцы. Актеры, которые играют много, иногда даже многовато — Яна Сексте, прославившаяся ролью операторши в «Оттепели» Тодоровского, заснятый до неприличия Дмитрий Поднозов, любимейший актер Хлебникова Евгений Сытый — все они словно впервые встают перед камерой, становятся стопроцентно органичными и естественными. Для каждого из них (кроме, пожалуй, Сытого — что в образе соседа-мента, что в ролях из «Аритмии» и «Сумасшедшей помощи», он везде органичен) эти роли — лучшие, самые цельные и ясные.
Главное же открытие «Сердца» — Степан Девонин, сын из «Шапито-шоу» Лобана-Потаповой, за минувшие с выхода этой ленты годы выросший в очень большого и неординарного актера. Тут он еще и соавтор сценария — и главная роль очевидно его не только потому, что он ей соответствует, но и потому что сделана, сочинена им самим. По экстерьеру — увалень, пухловатый миляга и вечный подросток, именно в этом сюжете такая физика идеальна.
У текстов Мещаниновой, видимо, есть свойство, которым обладают многие могучие сценарии. Ключ к ним знают далеко не все. Переносить их на экран — при всей выигрышности — трудно. Наверняка чем-то подобным — текучим, медитативным, созерцательным, полудокументальным — была на уровне текста «Аритмия». Но Хлебников, мастеровитый автор с легкой рукой, плюсанул, очертя голову, ко всему этому сюжетную рамку и интонацию мелодрамы. Чем сразу опустил планку, превратил сложное произведение искусства в поделку, элемент дизайна и форму вечернего досуга. Хотя и тут есть свои плюсы. Те, кто смочил слезами не один носовой платок год назад на «Аритмии», наверняка пойдут теперь на «Сердце мира». Увидят то же, только лучше, тоньше, деликатнее, необычнее. А через год еще что-нибудь появится. Тогда Мещанинова вполне сможет, как тот же Володин, вырастить свою — в меру сентиментальную и очень чуткую публику.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».