ƒвадцать лет спуст€ Ц после Ђѕохороните мен€ за плинтусомї

01 июл€ 2013, 07:05
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

«аписки обиженного ребенка знаменитых родителей – в таком жанре прославилс€ ѕавел —анаев, сын актрисы ≈лены —анаевой и пасынок –олана Ѕыкова с книгой «ѕохороните мен€ под плинтусом». »стори€ та - весьма топка€, чревата€ двусмысленным €рлыком на имени автора даже при определенных литературных достоинствах. ќт нового опуса, названного «’роники –аздолба€», где герой из младшего школьного возраста переходит в старший, публика бесспорно ожидает чего-то в том же роде. », по счастью, обманываетс€.

—разу оговорюсь, что как факт литературы «’роники» - вещь второго-третьего р€да, то, что называетс€ «крепка€ тройка». Ќо, во-первых, всЄ же весьма крепка€: диалоги, реалии, сюжет – всЄ на своих местах, во-вторых, без обескураживающих иной раз претензий на вечность, в-третьих – со всей наивной смелостью чужака —анаев вз€л замечательно точного геро€ и период.

–ечь в романе, который за€влен как перва€ часть дилогии, идет о будн€х московского тинэйджера из хорошей семьи, который, если мне не измен€ет чувство времени, заканчивает школу в 1989-м. ” –аздолба€ – более чем четыреста страниц герой преодолеет под этим прозвищем - нет особенных увлечений, кроме музыки хэви-метал и девушек. ѕроцесс полового созревани€ проходит нелегко, что хорошо знакомо поколению, выросшему в апогее советской аскетической культуры. «а последующими батали€ми это было подзабыто, но то же увлечение рок-музыкой в ———– долгое врем€ действительно не несло в себе никакой вн€тной политической составл€ющей, а служило скорее выходом и высвобождением молодой сексуальности.

¬скоре –аздолбаю приоткрываетс€ еще одна истина, а именно – о заново сложившемс€ в недрах советского государства сословном строе. Ќа отдыхе в ёрмале он знакомитс€ с реб€тами из московской золотой молодежи, студентами ћ√»ћќ и ин€за ћ√”, которые могут позволить себе гон€ть обслугу санатори€ —овмина и устраивать в гостинице гусарские кутежи с интердевочками. Ћюбопытно, что в одном из них - более, что называетс€, «нажористом пацике», который в дальнейшем начнет срубать легкие деньги в бизнесе, - €вно читаетс€ комсомольский олигарх первой волны; во втором - истинном арийце патриотического разлива – будущий ‘—Ѕ-шник из тех, что в начале нулевых начнут этих самых олигархов интенсивно двигать или сажать.

Ёто, а также кое-что другое, наводит на мысль о том, что зетгейст уловлен только частично; слишком чувствуетс€, что книжка написана как окно из «дес€тых» в ранние дев€ностые. —амое оглушительное «не верю», пожалуй – в точке 20-х чисел августа 1991-го, которые еще недавно отмечались как провал путча √ „ѕ. √ерой ходит по центру ћосквы и с тревожным удивлением и иронией наблюдает так называемые «демократические волнени€». Ќу не мог двадцатилетний парнишка из интеллигентских кругов не ощущать товарищей в серых пиджаках, запускающих «Ћебединое озеро» по телеку и танки – в ћоскву и Ћенинград как нечто чуждое и пугающее. ћне было существенно меньше лет в 1991-м, чем герою —анаева, но € прекрасно помню гнетущую тишину и после – взрыв негодовани€ в столицах; выступление √ „ѕ тогда воспринималось именно и только как контрреволюци€. ƒо понимани€ того, о чем пишет автор на последних страницах – об ощущении, что мы все продолбали и нас н..бали, должно было пройти хот€ бы семь лет – до 1998-го, когда и прикрылись последние доступные социальные лифты в пределах одной шестой суши.

 ак бы то ни было, при всей спорности ключевых моментов, разговор, что называетс€, состо€лс€ – пусть и более чем двадцатилетие спуст€. ¬ообще говор€, вспомина€ 90-е, мне всегда приходит на ум реплика одного при€тел€ как раз из поколени€ —анаева, тоже, к слову, изр€дного раздолба€: «»з тех реб€т, с которыми мы начинали торговать вс€кой фигней, треть уже в могиле, треть – в тюрьме или отсидело, лишь один процент – очень богатые люди». “ак что здоровое раздолбайство хоть и не професси€, но вполне себе стратеги€ в стране, где за последнюю четверть века приоритеты помен€лись как минимум трижды.

Ќатали€  урчатова, «‘онтанка.ру»

— зеленым подбоем и кровавым карманом Ч Ёрмитаж показал спасенный кафтан ѕетра I

¬ реставрационно-хранительском центре Ёрмитажа в —тарой деревне представили результаты многомес€чного труда: использу€ новейшие технологии и оборудование, музейщики вернули Ђтоварный видї одному из Ђсаксонскихї кафтанов основател€ ѕетербурга.

—татьи

>