Скончалась поэт Зинаида Миркина. Она переводила на русский Рильке и Тагора
Переводчик, поэт, эссеист Зинаида Миркина скончалась на 93-м году жизни. Об этом на сайте «Эха Москвы» сообщил педагог и общественный деятель Евгений Ямбург. Миркина была супругой умершего в 2013 году философа и культуролога Григория Померанца, а их пара — одним из самых крепких в России творческих союзов.
Миркина родилась в Москве в 1926 году, во время войны была эвакуирована в Новосибирск, а после возвращения в столицу поступила на филологический факультет Московского государственного университета. На пятом курсе тяжело заболела на почве нервного перенапряжения и пять лет не вставала с постели.
Поправившись, Миркина начала зарабатывать на жизнь литературными переводами «по подстрочнику» поэтов разных советских республик. «Работа была изнурительной и часто унизительной, хотя стихов подлых я не брала никогда», — написала поэт в воспоминаниях в 2008 году. В зрелом возрасте переводила Рильке («Сонеты к Орфею»), Рабиндраната Тагора и арабских суфийских поэтов.
Стихи Зинаида Миркина начала писать с детства, но переломным стал момент, когда автор приобщилась к христианству. Поэзия Миркиной, преимущественно, религиозного характера; в советское время такие стихи возможно было опубликовать только в самиздате, — например, в неподцензурном альманахе «Синтаксис». В этом издании впервые напечатали Иосифа Бродского.
Именно собирая материалы для «Синтаксиса», в 1960 году с Миркиной познакомился её будущий супруг Григорий Померанц — знаток Достоевского, исследователь дзен-буддизма и участник диссидентского движения. Вместе с Померанцем Миркина выпустила книгу «Великие религии мира».
Кроме того, Миркина писала культурологические эссе — «Истина и ее двойники» (о Достоевском), «Гений и злодейство» (о Пушкине), «Невидимый собор» (о Рильке) и «Огонь и пепел» (о Цветаевой).
Биографию автора можно прочитать по ссылке, стихи Зинаиды Миркиной выложены в Сети.
«Фонтанка.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.