В Русском музее Шагала и Кандинского показывают в компании экспрессионистов

21 сентября 2018, 15:26
Версия для печати Версия для печати

Русский музей показывает краткую историю экспрессионизма от начала XX века до 1930-х годов. Около 200 работ из собрания музея, включая Кандинского и Шагала, ведут зрителя по слому эпох, через катаклизмы Первой мировой, революции и гражданской войны.

Это первая масштабная выставка в России, полностью посвященная экспрессионизму. Музей отобрал отдельные работы разных художников, которые можно причислить к экспрессионистическим, то есть выражающим сильные чувства; дисгармоничным, в которых цвет, форма предметов, выражения лиц изменены ради передачи эмоции.

Работ очень много: живопись, графика, литография, скульптура, плакаты. Их выстроили хронологически и разбили на группы по художественным объединениям: «Бубновый валет», «Мир искусства», Общество станковистов, «Круг художников». От бунта против академического искусства, от эпатажа Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова — к ранним работам будущих советских классиков Сергея Григорьева и Рудольфа Френца.

Значительная часть имен многим знакома. В контекст экспрессионизма вплели яркие пейзажи Василия Кандинского и графику Марка Шагала, и, конечно, множество работ Павла Филонова. Тем интереснее будет открывать произведения, выставленные впервые, и работы малоизвестных авторов: лирику Александра Древина, полотна ученика Филонова Николая Евграфова, картины Израиля Лизака и Михаила Ле-Дантю, открывшего миру грузина Нико Пиросмани.

Отдельная тема — Петербург-Петроград-Ленинград. Мстислав Добужинский изобразил город в 1920-м. Холод, снег, длинные очереди. Недавние буржуи на улице продают теперь никому не нужные безделушки. Кто-то, как в блокаду, по льду везет гроб на санках. Позже, в 1929-м, Павел Филонов создал жуткие «Нарвские ворота». На них кони — агрессивные звери, рвущиеся в разные стороны, а на колеснице вместо крылатой Свободы — то ли мужик, то ли колдун из городской легенды.

Конечно, подбор произведений субъективен. Другой куратор выбрал бы иные работы и иные эмоции, признался автор выставки Владимир Круглов. Но цель музея — не составить единственно верный каталог русского экспрессионизма, а заявить о явлении.

«Двадцать-двадцать пять лет назад считалось, что в России как бы не было ни романтизма, ни импрессионизма, ни символизма. Когда мы в первый раз показали в Италии свой романтизм, они были удивлены. То же самое с экспрессионизмом. И сейчас важно ввести этот материал в контекст мирового искусства», — рассказала на открытии выставки Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе.

Через год разговор обещают продолжить. Русский музей представит выставку «Эхо экспрессионизма» на материале второй половины XX века.

Генеральным спонсором выставки «Экспрессионизм в русском искусстве» выступил банк ВТБ.

Выставка продлится до 19 ноября.

Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>