
«Лондонские поля»: Смотрим в книгу...

В прокате — «Лондонские поля», фильм-долгострой по одноименному роману Мартина Эмиса. Ситуация, когда ни звёздный состав (задействованы Боб Торнтон, Эмбер Хёрд и Джонни Депп), ни правильный бэкраунд режиссёра не смогли сделать мощную экранизацию.
Мартин Эмис — едва ли не единственный значительный англоязычный автор, чьи книги до сих пор на экран не переносились. Сложнейшего Пинчона легко переварил в картинки Пол Томас Андерсон. Хитроумного Делилло примирил с кинематографом Кроненберг. Числу успешных экранизаций Иэна Макьюэна, имя которого называют обычно через запятую с Эмисом, вообще нет числа — у него каждая книжка готовый сценарий. Эмису не везло. И его дебют, «Бумаги Рэйчел», и роман «Деньги» оказались маловразумительными телемувиками, про которые даже самый внимательный зритель вряд ли вспомнит.
Экранизация Эмиса была нужна и кинематографу с его дефицитом сюжета, и литературе с её острой нехваткой широкой аудитории. Тем более все выдохнули облегченно, когда в 2001 году стало известно, что «Лондонские поля» будет переносить на экран Дэвид Кроненберг. Он умеет работать с литературным текстом любой сложности (что потом продемонстрировал в «Космополисе» по одноименной книжке Дона Делилло), его мрачный футуристический стиль очень идет и Эмису вообще и «Полям» в частности. Режиссер и писатель взялись за сценарий и даже успели что-то набросать. Но запуск проекта затянулся, Кроненберг ушел снимать «Оправданную жестокость» и «Порок на экспорт» (очень злободневное сегодня кино — про русскую мафию в Лондоне). В течение следующих лет о своих намерениях участвовать в экранизации «Полей» сообщали Майкл Уинтерботтом и Дэвид Маккензи. В итоге только к 2013 году съемки начались под руководством Мэттью Каллена.
Хотя Эмис вообще литератор кинематографичный, с эффектными сюжетами и лакунами для визуальных трюков, эта книжка, пожалуй, самая киношная. Просто по природе фабулы: литератор пребывает в кризисе и наблюдает за сложной и жуткой историей отношений женщины-вамп и её любовников, которая должна завершиться кровавой развязкой. Для литературных гурманов — аллюзии (главного героя зовут Самсон Янг) и постмодернистская игра (отношения художника и его творений). Для кинематографа — то что надо: соблазн, подглядывание, диковатый эротизм. Книжка, в общем, сама просится на экран, так и рвется стать сумрачными картинками. Понятно, почему за сюжет брались именно эти авторы. Кроненберг — визионер, мастер тонких и эстетских изобразительных решений, он всё превращает в страшную и красивую сказку. Уинтерботтом прославился срамными «Восемью песнями», чередой детально снятых постельных сцен, которые перемежаются живыми выступлениями звезд британской музыки. Эротизм и визионерство — то, что изначально требовалось от человека, который бы взялся за «Поля». Добавить к эмисовскому сюжету эти две составляющие — и готова мощная экранизация, напротив фамилии автора можно ставить галочку и переходить к другому большому литератору, обделенному экранизациями. Холлингхерсту или Фостеру Уоллесу, например.
Мэттью Каллен — подходящая кандидатура. Клипмейкер, то есть с визуальной составляющей у него всё ОК. Работал, на минутку, с Тейлор Свифт, Адель и Jay-Z. Даже Grammy выигрывал — и два раза, не баран чихнул. Его клипы показывали на выставках не где-нибудь, а в МoМА, главном музее современного искусства планеты. С эротизмом тоже, вроде, всё в порядке должно было быть — Каллен верный друг и соратник Гильермо дель Торо. Кто видел «Форму воды», знает, как мексиканец-исполин умеет работать с обнаженной натурой на экране.
Тем более актерский состав — на убой. Самсона Янга играет Билли Боб Торнтон, которому вообще достаточно просто быть на крупном плане — и все зрители растают. Роковую злодейку — Эмбер Хёрд. Если в отношении кого и можно говорить про заоблачный, электрический эротизм — это она. Знойный красавец Тео Джеймс в образе одной из несчастных жертв красотки — для усиления эффекта. Это не говоря уже о небольшой роли Джонни Деппа, экс-супруга Хёрд, который тут существует, что называется, до кучи: ничего значительного не играет, просто фигурирует.
В общем, всё, что было нужно для превращения Эмиса из киносиротки в короля экрана, на месте. И, наверное, сработало бы, если не бы растянувшаяся работа над фильмом, перемены режиссеров. Наконец, сам писатель к проекту явно охладел, и в итоге в титрах не значится — сценарий написали без его участия. Долгое производство вкупе с холодным, сугубо техничным подходом фильму, который должен был быть жарким и скандальным, пошли во вред. Получилась очень школярская и робкая вещица. Ну, красиво. Эротизм так себе — но, что называется, никто не умер.
Эмис, к конце концов, попал в хорошую компанию. Ровно так же не вязались отношения с кино у Умберто Эко (он сам запрещал киношникам на пушечный выстрел подходить к своим книгам — даже Кубрику). Примерно так же паршиво идут дела с экранизациями заведомо выигрышных книжек Ю Несбе («Снеговик» иначе как провалом не назовешь) или Акунина. Не все режиссеры Кубрики и не все писатели Стивены Кинги.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35