
Невидимая блокада: 25 блокадных музеев, которых нет на карте

Музей в Соляном городке закрыт на ремонт, и неясно, когда и в каком виде откроется вновь. «Фонтанка» нашла 25 неочевидных площадок, хранящих память о блокаде, — они расположены в центре и на окраинах, в школах, на заводах-гигантах, внутри пожарной станции и трамвайного депо. Плюшевые медведи; сохранившийся в самое голодное время кокосовый орех; трамвай, вывозивший из Ленинграда снег и нечистоты, — какие ещё здесь хранят экспонаты и какие за ними стоят истории, читайте в нашем гиде.
Словосочетание «блокадный архипелаг» первым произнёс Михаил Пиотровский — в январе, когда Всемирный клуб петербуржцев обсуждал будущее блокадных музеев. Их в Петербурге скоро будет три, но пока не работает ни один. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, что в Соляном переулке, был создан ещё в 1946 году, но закрыт на волне «ленинградского дела».
Часть предметов из фондов были переданы в другие музеи, часть — списаны и уничтожены. Музей возобновил работу лишь в перестройку, но в урезанном виде. Вместо былых 40 тысяч квадратных метров получил лишь тысячу, до сих пор делит здание с Министерством обороны. В 2018 году здесь начался ремонт, и петербургская культурная общественность воспринимает это событие настороженно — а вдруг после него музей попросту не откроют? Ведь в 1949 году именно надпись «Закрыт на ремонт» ознаменовала собой фактическое уничтожение музея.
Вторую площадку — монументальный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» — только собираются возвести на Смольной набережной с привлечением архитектора Никиты Явейна и шести миллиардов рублей. У общественности накопились вопросы и к этому проекту. Как будут наполняться фонды? Достаточно ли сдержанным будет архитектурное решение? Не получится ли, что новое учреждение оттеснит на второй план многострадальный музей в Соляном? Не меньше дискуссий возникает вокруг частного музея блокады, который один из девелоперов собирается создать на Левашовском хлебозаводе.
Именно в этой ситуации Михаил Пиотровский заметил, что в Петербурге достаточно много музейных объектов, хранящих память о блокаде, — они образуют единый «архипелаг». Зачастую совсем небольшие, такие площадки обладают уникальными предметами и готовы рассказать о них.
Что это за музеи и предметы, какие истории за ними стоят? Такие вопросы поставила перед собой «Фонтанка». Летом 2018 года мы отправили десант журналистов в полсотни культурных учреждений. Некоторые из этих площадок оказались закрыты, в некоторых ничего найти не удалось, руководство других упорно избегало встречи с журналистами. В результате мы отобрали 25 мест, куда обязательно стоит отправиться в одиночестве или с семьей, чтобы вспомнить о блокаде или узнать новое.
Первоначально этот проект задумывался именно как гид, но попутно перед нами возникали другие вопросы — как хранится историческая память о блокаде? Насколько современные методы для этого используются? Что знают друг о друге сами участники «блокадного архипелага»? Эти вопросы так или иначе возникают в наших заметках, но серьезно разобраться в них — задача времени.
Несколько слов о том, как формировался этот гид. Во-первых, в процессе работы мы обнаружили, что были не первыми. Похожий путеводитель уже создавала бывшая замдиректора музея в Соляном Милена Третьякова: сейчас сайт заморожен, но может возобновить работу.
Во-вторых, мы не стали включать в гид «очевидные» музейные объекты — например, Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, «Сестрорецкий рубеж», музей «Дорога жизни» в посёлке Осиновец — они и так известны, и петербуржцы находят к ним путь без журналистских подсказок. Не попали в подборку и «немузейные» места памяти — «блокадная полынья» на набережной Фонтанки, таблички «Граждане! При артобстреле эта сторона улица наиболее опасна» — объять необъятное невозможно, и путеводители по таким местам в интернете уже есть.
Что же касается музеев, мы не претендуем на абсолютную полноту и будем благодарны читателям, если они подскажут площадки, которые мы пропустили.
; ;

15 телесериалов июня: «Детективы из искусства», «Железное сердце», продолжения «Медведя» и «Игры в кальмара» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июня 2025 - Обновленная «Большая книга» назвала финалистов. Кого выбрали и о чем эти книги?
- 02 июня 2025 - Этнографический музей в белые ночи пустит туда, куда нельзя
- 02 июня 2025 - «Лило и Стич» вторую неделю лидирует в прокате по России и СНГ, хотя в России не идет
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29