Невидимая блокада: 25 блокадных музеев, которых нет на карте

10 сентября 2018, 14:43
Версия для печати Версия для печати

Музей в Соляном городке закрыт на ремонт, и неясно, когда и в каком виде откроется вновь. «Фонтанка» нашла 25 неочевидных площадок, хранящих память о блокаде, — они расположены в центре и на окраинах, в школах, на заводах-гигантах, внутри пожарной станции и трамвайного депо. Плюшевые медведи; сохранившийся в самое голодное время кокосовый орех; трамвай, вывозивший из Ленинграда снег и нечистоты, — какие ещё здесь хранят экспонаты и какие за ними стоят истории, читайте в нашем гиде.

Словосочетание «блокадный архипелаг» первым произнёс Михаил Пиотровский — в январе, когда Всемирный клуб петербуржцев обсуждал будущее блокадных музеев. Их в Петербурге скоро будет три, но пока не работает ни один. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, что в Соляном переулке, был создан ещё в 1946 году, но закрыт на волне «ленинградского дела».

Часть предметов из фондов были переданы в другие музеи, часть — списаны и уничтожены. Музей возобновил работу лишь в перестройку, но в урезанном виде. Вместо былых 40 тысяч квадратных метров получил лишь тысячу, до сих пор делит здание с Министерством обороны. В 2018 году здесь начался ремонт, и петербургская культурная общественность воспринимает это событие настороженно — а вдруг после него музей попросту не откроют? Ведь в 1949 году именно надпись «Закрыт на ремонт» ознаменовала собой фактическое уничтожение музея.

Вторую площадку — монументальный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» — только собираются возвести на Смольной набережной с привлечением архитектора Никиты Явейна и шести миллиардов рублей. У общественности накопились вопросы и к этому проекту. Как будут наполняться фонды? Достаточно ли сдержанным будет архитектурное решение? Не получится ли, что новое учреждение оттеснит на второй план многострадальный музей в Соляном? Не меньше дискуссий возникает вокруг частного музея блокады, который один из девелоперов собирается создать на Левашовском хлебозаводе.

Именно в этой ситуации Михаил Пиотровский заметил, что в Петербурге достаточно много музейных объектов, хранящих память о блокаде, — они образуют единый «архипелаг». Зачастую совсем небольшие, такие площадки обладают уникальными предметами и готовы рассказать о них.

Что это за музеи и предметы, какие истории за ними стоят? Такие вопросы поставила перед собой «Фонтанка». Летом 2018 года мы отправили десант журналистов в полсотни культурных учреждений. Некоторые из этих площадок оказались закрыты, в некоторых ничего найти не удалось, руководство других упорно избегало встречи с журналистами. В результате мы отобрали 25 мест, куда обязательно стоит отправиться в одиночестве или с семьей, чтобы вспомнить о блокаде или узнать новое.

Первоначально этот проект задумывался именно как гид, но попутно перед нами возникали другие вопросы — как хранится историческая память о блокаде? Насколько современные методы для этого используются? Что знают друг о друге сами участники «блокадного архипелага»? Эти вопросы так или иначе возникают в наших заметках, но серьезно разобраться в них — задача времени.

Несколько слов о том, как формировался этот гид. Во-первых, в процессе работы мы обнаружили, что были не первыми. Похожий путеводитель уже создавала бывшая замдиректора музея в Соляном Милена Третьякова: сейчас сайт заморожен, но может возобновить работу.

Во-вторых, мы не стали включать в гид «очевидные» музейные объекты — например, Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, «Сестрорецкий рубеж», музей «Дорога жизни» в посёлке Осиновец — они и так известны, и петербуржцы находят к ним путь без журналистских подсказок. Не попали в подборку и «немузейные» места памяти — «блокадная полынья» на набережной Фонтанки, таблички «Граждане! При артобстреле эта сторона улица наиболее опасна» — объять необъятное невозможно, и путеводители по таким местам в интернете уже есть.

Что же касается музеев, мы не претендуем на абсолютную полноту и будем благодарны читателям, если они подскажут площадки, которые мы пропустили.

; ;

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Романтизм и котики. Каспар Давид Фридрих в Эрмитаже

Выставка к 250-летию мастера немецкого романтизма в Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца похожа на попурри из недавних успешных музейных проектов. От «Романтизма в России и Германии» в Новой Третьяковке в 2021 году до фламандского натюрморта здесь же, в Эрмитаже, несколькими месяцами ранее (от фламандцев, например, драпировки в витринах). «Ландшафт души» предлагает сугубо эрмитажный взгляд и на Фридриха, и на романтизм, который в этом случае со всех сторон удачен.

Статьи

>