‘ото: wdsspr.ru

Ђ»стори€ одного назначени€ї: —оюз писателей

06 сент€бр€ 2018, 17:49
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ прокате — «»стори€ одного назначени€», нова€ и лучша€ лента в фильмографии режиссера јвдотьи —мирновой. ѕовествование о том, как Ћев “олстой выступил общественным защитником в суде.

—мирнова — из русской народной породы режиссеров-литераторов.  ино дл€ неЄ — правопреемник литературы. Ќе только потому что еЄ ленты, в первую очередь, рассказывают истории. Ёкран — гоголевска€ кафедра, с которой можно сказать миру много важного и хорошего; лишний раз напомнить о тургеневском великом, могучем, правдивом и свободном русском €зыке. Ќаверное, поэтому самой большой смирновской удачей до сих пор была именно экранизаци€ русской классики, преступно незамеченна€ телеверси€ «ќтцов и детей». «»стори€» — шаг вперед. –абота с фактурой и традицией, —мирновой (да и любому еЄ зрителю) и близкой и родной. ќдновременно — абсолютно органичное перетекание хорошей, сто€щей на плечах титанов истории из одного агрегатного состо€ни€ в другое. »з текста — в кино.

¬ основе — описанный биографом “олстого и соавтором сценари€ «»стории...» ѕавлом Ѕасинским эпизод. “от, в котором авто𠫬ойны и мира» выступал в качестве защитника на судебном процессе. Ќо это — именно что основа. —мирнова — опытный и очень техничный драматург, она добавл€ет еще как минимум три самосто€тельные, но перекликающиес€ и переплетающиес€ с основной сюжетные линии. ќдна — толстовска€, семейна€. √раф пытаетс€ наладить домашнюю жизнь, превратить застойное €снопол€нское хоз€йство в передовое. Ќичего не выходит. ƒруга€ — сама€ акцентированна€, св€занна€ с судьбой юного генеральского сынка, пылкого юноши, который подает прошение о переводе из столицы в глухую провинцию, чтобы лично участвовать в реформе армии. “оже ничего из этого не получитс€. Ќаконец, треть€ — своеобразный сиквел толстовского рассказа «–азжалованный». ≈го персонаж, пь€ница и балбес, но честный малый, проз€бает в полку, пьет водку, дышит на всех перегаром.

 

¬се линии объедин€ют не только встречи-споры-ссоры героев, но и общий мотив.  ажда€ из них — истори€ попыток что-то изменить. —делать лучше. «абега€ вперед, стоит все же сказать: единственный герой, которому что-то удастс€ — самый безнадежный и запущенный. “оже сильный драматургический ход.

Ћитературность тут — и в оммажах русской классике (юный офицер дословно цитирует ѕьера Ѕезухова; сам “олстой повтор€ет свой канонический жест, много раз отраженный в анекдотах, встаЄт перед коленопреклоненным просителем на колени сам), и даже в самом названии. Ћюбому зрителю придет в голову одна и та же риторическа€ фигура: в «»стории» назначение не одно, а как минимум четыре, по числу ключевых персонажей и сюжетных линий. ƒа и само слово «назначение» используетс€ сразу в двух смыслах: и как непосредственно перевод геро€ в новый дл€ себ€ полк, и как жизненное предназначение каждого из персонажей. Ёто действительно четыре переплетающиес€ истории четырех предназначений. ” одного — перегорать и превращатьс€ в обычного солдафона, у другого — страдать и писать, у третьего — бухать, у четвертого — отправл€тьс€ на тот свет.

¬ообще литературное кино — это оксюморон. Ќу, как музыкальна€ математика или живописное скотоводство. Ќо, видимо, это русский национальный вид искусства. ¬о вс€ком случае, —мирнова нашла какой-то секретный приЄм, который одновременно работает и дл€ участников съемочного процесса, и дл€ зрителей. јктеры театральные, по фактуре своей совершенно некиношные —  онстантин Ўелестун, ¬адим —квирский, —ергей ”манов — оказываютс€ тут совершенно органичными и естественными, ни тени сценичности, ничего преувеличенного. Ќаоборот, замыленные бесчисленными слезодавилками и блокбастерами »рина √орбачева в роли —офьи јндреевны, всегда комикующий без меры »горь «олотовицкий, јнна ћихалкова играют приглушенно, м€гко — не узнать медийных звезд. ¬идимо, это правда кака€-то маги€ русской литературы, иного объ€снени€ просто нет. Ќу, и мастерство хорошего литератора —мирновой.

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру»

ѕроект "јфиша Plus" реализован на средства гранта —анкт-ѕетербурга

”лицы невидимых рисунков.  ак петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

—поры о легализации уличного искусства в ѕетербурге ведутс€ не первый год: они обостр€ютс€ в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображени€ всем известных личностей, как это произошло с »осифом Ѕродским, и ослабевают в периоды без скандалов. ѕараллельно с Ђуличными войнамиї, в конце июл€ было объ€влено о том, что при поддержке —мольного и «ак—а в городе организуют школу граффити. » рисовать там будут Ђпатриотичныеї работы.  орреспондент Ђ‘онтанкиї узнал, где спр€таны сотни артов художников, которые не собираютс€ рисовать по указке, и оказалс€ в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

—татьи

>