‘ото: јндрей Ѕессонов/"‘онтанка.ру"

Ђ—купать как русскиеї:  ак миллиардер собрал дюжину Ђ–ембрандтовї и выставил их в Ёрмитаже

05 сент€бр€ 2018, 23:56
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ Ќиколаевском зале «имнего дворца до 13 €нвар€ гостит Ћейденска€ коллекци€ — одно из крупнейших в мире частных собраний голландской живописи XVII века, включающее работы –ембрандта и его учеников, ¬ермеера, а также рисунок Ћеонардо да ¬инчи. ƒо ѕетербурга коллекци€ побывала в Ћувре и в √ћ»» им. ј.—. ѕушкина.

ѕервое, что удивл€ет в истории с Ћейденской коллекцией, принадлежащей семье американского миллиардера “омаса  аплана, — то, как быстро она собрана. «а каких-то 15 лет бизнесмен, председатель правлени€ нью-йоркской инвестиционно-консалтинговой компании из сферы природных ресурсов, выкупил свыше 250 картин и рисунков художников, чье присутствие в коллекции автоматически выводит ее на мировую арену. —обрать столько старинных произведений такого уровн€ в XXI веке казалось чудом даже профессионалам.

— ѕервое врем€ мы покупали по картине в неделю, — вспоминает “омас  аплан, высокий стройный мужчина 50 с небольшим лет. — ѕро нас говорили, что мы скупаем «как русские» — име€ в виду ≈катерину II и коллекционирование в те времена.

  русским у  аплана, действительно, некоторое отношение есть — через жену, ƒафну –еканати- аплан.  оллекционер шутит, что в их доме часто звучит русска€ речь — особенно когда домашние хот€т, чтобы он не пон€л содержани€ разговора. — ƒафной они познакомились в рабочей поездке, когда “омас — юноша из еврейской семьи, росший во ‘лориде, — работал аналитиком и изучал израильские публичные компании в —Ўј. ≈го избранница была дочерью инвестора Ћеона –еканати и, как оказалось, в свое врем€ посещала ту же школу, что и “омас. „ерез их семью  аплан познакомилс€ с другим бизнесменом, сделавшим его своим партнером. “ого впечатлило, что “омас сумел предсказать вторжение »рака в  увейт за несколько лет до событи€. ¬скоре компани€ под руководством молодого  аплана завладела более чем сотней золотых и цинковых шахт по всему миру.   инвестированию в разработку одной из них, в Ѕоливии,  аплан привлек ƒжорджа —ороса — и колоссальные инвестиции. «ƒеньги липнут к деньгам» — так называлась стать€ о бизнесмене в израильской прессе на рубеже тыс€челетий.

 аплан стал известен в мире и как филантроп. ѕараллельно с бизнесом занималс€ проблемами сохранени€ дикой природы, вложив в эту сферу свыше 100 миллионов долларов. », конечно, коллекционированием живописи. √олландских мастеров “омас обожал с детства — и это соединилось с опытом его жены, собиравшей мебель европейских модернистов.

ќставатьс€ наедине с коллекцией семь€ не стала: купленное тут же получало приглашени€ на выставки в музеи. ¬ ѕетербург картины приехали в рамках турне, ранее вз€в такую высоту, как Ћувр.

— «ѕочему вы не живете со своими шедеврами?», — спрашивали нас. ј мы отвечали, что не представл€ем, как можно было бы с ними жить», — рассказал в ѕетербурге “омас.

—вою речь в Ёрмитаже коллекционер начал, процитировав Ќобелевскую лекцию —олженицына — о том, как именно «красота спасет мир», назвал јмстердам и ѕетербург «ћеккой и ћединой» голландского искусства и за€вил, что –ембрандт — мощнейшее оружие во времена, когда жгут мосты и возвод€т стены.

— «адумайтесь, кто мы и где мы сейчас? — воззвал  аплан. — јмериканские евреи сегодн€ в –оссии, завершив китайское турне, начавшеес€ с самого культового французского музе€, хот€т использовать голландскую живопись, чтобы объединить нас всех, вплоть до јзии, и в следующем году показать произведени€ в Ћувре в јбу-ƒаби, пр€мо в сердце Ѕлижнего ¬остока и мусульманского мира!

„естно за€вив, что отрицает цинизм, а в жизни ему просто повезло, американец рассказал, как посто€нно напоминает своим дет€м: истинна€ радость невозможна без того, чтобы жизнь была служением, и без цели за пределами собственных интересов и благополучи€.

Ѕлагородные слова тонули в духоте эрмитажного зала, от которой одна девушка даже упала в обморок: на вернисаж пришло столько людей, что некоторые предпочли подождать окончани€ церемонии открыти€ на »орданской лестнице. ќткрытие такой выставки в ѕетербурге — событие из р€да вон по меркам скромных последних лет. Ќедаром ћихаил ѕиотровский во вступительной статье к каталогу назвал ее «чудом».

ƒама нашла кавалера

ќтличительной особенностью выставки в Ёрмитаже от других «остановок» турне стал диалог произведений из Ћейденской коллекции (названной так в честь города Ћейден, где родилс€ –ембрандт) с восемью картинами из собрани€ петербургского музе€. ѕереклички обнаружились в нескольких сюжетах. Ќапример, «”ченый, затачивающий перо» ученика –ембрандта √еррита ƒау, встретилс€ сам с собой уже в другом образе — «—тарика, рассматривающего глобус». Ќо самое трогательное: нашелс€ «кавалер» эрмитажной молодой кресть€нки с картины ‘ранса ван ћириса —таршего (ученика уже √еррита ƒау), сид€щей р€дом с разбитым €йцом — символом утраченной невинности. ¬иновник ее печали, «ќтдыхающий путник» со спущенным чулком, ждал все это врем€ в Ћейденской коллекции; картины образуют пару.

≈сть интересные переклички и св€занные с самим –ембрандтом.   нам приехал эскиз «∆енщина в белом чепце» — с непростой историей: он был выполнен быстро, буквально за один день — веро€тно, моделью послужила служанка. ќднако в XIX веке эскиз кто-то решил переработать до портрета и дорисовал меховой воротник и накидку: эти «новшества» были ликвидированы при реставрации 2003-2005 годов, но… остались на аналогичной картине неизвестного мастера из коллекции Ёрмитажа.

ј если вы помните эрмитажное «—в€тое —емейство» и голову склонившейс€ над малышом ћарии, то вмиг узнаете ее же этюде из Ћейденской коллекции.

 артины –ембрандта — в основном, небольшие по формату, — на выставке размещены группами. «√лавным шедевром» коллекции считаетс€ «ћинерва», написанна€ еще 29-летним художником в 1635 году. Ѕогин€ войны, мудрости, искусства, медицины, пр€дени€ и ткачества отвернулась от оружи€ и доспехов и обратилась к чтению, — словно «услышав» на вернисаже торжественную речь своего нынешнего хоз€ина.

  каждой из работ составлено подробное описание, — оно подготовлено эрмитажным куратором выставки »риной —околовой на основе материалов самой Ћейденской коллекции: все произведени€ и образы изучены и описаны, оцифрованы и выложены на сайте собрани€ в »нтернете. ƒл€ тех, кто интересуетс€ происхождением работ — в каталоге выставки рассказана вс€ истори€ каждой, от владельца к владельцу. ¬прочем, “омас  аплан увер€ет, что живопись этого периода специалисты распознавать уже давно научились — проблемы подделок сейчас более характерны дл€ современного искусства.

Ќаконец, еще одна деталь — на нынешней выставке Ёрмитаж ввел в практику программы дл€ людей с инвалидностью по слуху, зрению, с особенност€ми психического развити€, трудност€ми в обучении и аутизмом. ƒл€ них подготовлены специальные этикетки и объемные модели изображений, которые можно трогать руками.

јлина ÷иопа, «‘онтанка.ру»

 

ѕроект "јфиша Plus" реализован на средства гранта —анкт-ѕетербурга

Ђ—тараюсь внести момент безуми€ї. ¬ас€ Ћожкин Ч о своей новой галерее, цензуре и петербургской Ђособостиї

ѕопул€рнейший художник рунета считает, что стоит ему удалить соцсети Ч и все о нем забудут за считаные дни

—татьи

>