Geek Picnic: сеанс магии с разоблачением, нейростимуляция и полиаморность

20 августа 2018, 15:19
Версия для печати Версия для печати

В ЦПКиО имени Кирова в прошедшие выходные состоялся фестиваль науки и техники Geek Picnic. "Фонтанка" опробовала на себе улучшение памяти с помощью электростимуляции, убедилась, что за рулём автомобиля-беспилотника действительно не спрятался водитель, и что "Все лгут" – не только название бестселлера.

Между фестивалями с каждым годом — все меньше различий: примерно на всех крупных опен-эйрах теперь есть лекции популяризаторов науки, расширенные зоны крафтовой кухни, хендмейд и косплей – в разных комбинациях, а также музыка, спорт и красота. Такие универсальные «фестивали всего». Geek Picnic не отошел от этого правила успеха, вычтя живую музыку и спорт и добавив бронебойный аргумент — зону для взрослых, или, в транскрипции фестиваля науки, — Adult Science.

Среди тем, которые обсуждали в зоне для взрослых, — например, хорошо ли заниматься сексом с роботом, как научить компьютер смотреть порно и прочие актуальные вопросы. Касались они не только техники, но и людей: например, во второй день успехом пользовалась лекция «Можно ли одновременно любить двоих (или больше!) людей», автор которой — Дмитрий Исаев — раскрыл присутствующим глаза на то, что полиаморные отношения – более гармоничные, а сторонники моногамии как правило отстаивают свою позицию устаревшими аргументами — «потому что так принято», религией и т.п..

Охотно обсуждали тему отношений и на главной сцене. Всемирно известный учёный Сет Стивенс-Давидовиц в лекции «Что мы можем узнать о людях из данных в интернете» сопоставил степень искренности интернет-пользователей в Фейсбуке и Гугле. И выяснил, что по сходных запросах результаты значительно разнятся: например, сообщая френдам в соцсетях что-либо о своих мужьях, женщины писали чаще всего словосочетания «самый лучший», «мой лучший друг», «восхитительный» и «такой милый». При этом в запросах в Гугл женщины чаще всего со словом «муж» писали слова «ней», «ничтожество», «раздражает» и… снова «восхитительный» (видимо, надежда еще есть). Впрочем, даже автор исследования признал, что все не так просто: когда у людей все хорошо, они не ищут, как это исправить, в интернете.

Александр Панчин дополнил свою лекцию про «Паранормальное и иллюзия воли» шоу иллюзиониста, показывавшего карточные фокусы и прочие трюки. А все для того, чтобы раскрыть, какие игры происходят внутри нашего разума. Например, что такой научный, казалось бы, метод, как коммуникация при поддержке (применяется при работе с аутистами для расшифровки информации, которую они хотят передать), способен довести до тюрьмы: посредник настолько сильно влияет на результат, что по сути сам, за подопечного, отвечает на задаваемые вопросы. Как это произошло, например, с профессором этики из США Анной Стабблфилд, севшей в тюрьму за изнасилование — хотя ей искренне казалось, что сигналы любви она получает от вверенного ей пациента, а не выдумывает сама.

Несмотря на то, что в лекции Панчин привел примеры многочисленных технических «новинок», результативность которых была в пределах погрешности от статистически вероятной (но при этом не мешала выделять на их приобретение деньги из бюджета), гики из числа фестивальной аудитории не перестали стоять в очередях к различным приборам, презентации которых проводились на фестивале. Среди них — нейростимулятор. Сразу оговоримся, что в буклете устройства отмечено, что действие он оказывает после целого курса процедур, хотя первые эффекты появляются практически сразу. Тем не менее, корреспондент «Фонтанки» рискнула здоровьем и подверглась воздействию электротока – выбрав программу «улучшение концентрации и памяти». С одной стороны, тут же, сидя с проводочками на лбу и плече, нашла опечатку в буклете продукта. С другой — вместо улучшенной концентрации заснула на следующей лекции. Несмотря на холод и дождь. Было ли первое или второе эффектом аппарата – виднее его создателям. Но тратить деньги и проходить весь курс желания не возникло.

Кстати, о лекции: в разделе Space посетители фестиваля могли узнать о миниатюрных спутниках, которые запускают в космос для частных компаний и университетов. Подержать в руках такой аппарат размером порядка 10 кубических сантиметров, или скреплённые ещё с одним или двумя таким и же кубиками (для большего функционала), тоже можно было на фестивале. Как рассказывали гостям стенда представители компании-производителя, с помощью таких приборов можно, например, мониторить изображение хоть всей поверхности Земли в режиме реального времени. Вот только срок жизни таких аппаратов недолог, и в Роскосмосе не спешат возлагать будущее на новинки, предполагая, что они могут скорее навредить – сменив функционал на космический мусор.

Из других технических новшеств на фестивале – автомобиль-беспилотник, к которому стояла самая большая очередь («Фонтанка» убедилась, пассажиры на водительском кресле не сидели, а легковушка с городскими, кстати, номерами все равно ехала). И робот-художник, писавший довольно непритязательную картину (впрочем, оригинал, запрограммированный к воспроизведению, посетителям так и не показали).

Кроме научных и околонаучных развлечений от многочисленных партнёров фестиваля (на каждой из тематических зон было множество таких площадок с техникой, конструкторами, предложениями образования и работы), на фестивале были и незатейливые: вроде косплея, стимпанка и массовой ловли на смартфоны неких не существующих в реальности объектов (что со стороны выглядит весьма забавно при групповом участии). Где было больше правды или лжи – в этих заведомо шуточных играх, или в более «серьезной» программе фестиваля – каждый посетитель увидел по-своему. Например, некоторые гости не стеснялись задавать спикерам вопросы, в которых прямо называли психологические теории ерундой.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>