
Эротика, Бузова и Россия под куполом: Никас Сафронов показал в Петербурге «запретное»

В музее Академии художеств открылась выставка одного из самых «раскрученных» художников — Никаса Сафронова. Он прибыл на встречу с журналистами с получасовым опозданием, рассказал, как Америка растлевает Россию и анонсировал первую за несколько десятилетий «экспозицию в экспозиции» с пометкой «18+».
Выставки Никаса Сафронова в Петербурге в былые времена открывались и пышнее — например, в апреле полсотни его портретов, включая Владимира Путина, были выставлены в Смольном — к 40-летию творческой деятельности художника. На вернисаже присутствовал губернатор. В этот раз вышло скромнее, особой шумихи не было — если бы не одно «но»: комната за плотной черной шторой.
«В студенчестве у всех бывало», — небрежно отмахнулся художник от не заданного ему вопроса про формат выставки внутри выставки с дополнительной входной платой. Естественно, все посетители первым делом направлялись именно туда, чтобы лицезреть запретное.
Разочарование было неизбежным: ничего «такого» — для всех, кто хоть раз бывал в Эрмитаже, Русском музее или хотя бы в Летнем саду, — за занавесочкой не пряталось. Как говорится, «всё на месте» — но не более того. И даже это «все» практически всегда целомудренно скрыто. А уж девушкам и вовсе позариться не на что: мужских персонажей на выставке всего двое, один из них представлен отнюдь не в эротическом контексте, а второй — повернут спиной (и, вообще-то причислен к лику святых). При этом оба они широко известны в мировой изобразительной традиции.
В целом в зале «за шторкой» представлены оммажи художникам разных стилей и времен, порой довольно неуклюжие, порой — с налетом искусственной загадочности. Казалось, что художнику очень-очень хотелось возмутить публику — но получалась лишь вторичность. Одна из работ (1997 года) так и называется — «Нежное кощунство Никаса Сафронова в истории искусств». Никакого кощунства — ни в предполагаемом цитировании, весьма примерном, ни в самом факте изображения полуобнаженной девушки — посетителям даже после коллективного обсуждения обнаружить не удалось.
Тем, кто хорошо ориентируется в истории искусств, картины «за шторой» могут напомнить Дали или Магритта («У рояля», «Соприкосновение двух параллельных миров»), малых голландцев, поп-арт, страницы средневековых книг или просто академические «штудии». Но вынести из этого подражания глубокие смыслы вряд ли получится. К слову, работы в основном старые, только одна из них относится к 2018 году.
Едва ли больше для себя зритель вынесет с основной части выставки, где собраны портреты живых и уже умерших деятелей культуры, российских и зарубежных, а также политиков и даже совсем безымянных персонажей. С Павлом Лунгиным соседствует «Молодая узбечка», а с ними рядом — «Таинственный наследник готического замка». Автопортретов художника — аж два.
В излишней скромности художника, подписывающегося «S.Nikas» (и честно признающегося журналистам в интервью, что S — означает «святой»), упрекнуть нельзя. В том многие годы была его особенность — но именно на этой выставке стало как-то очевидно, что мода на подобную подачу проходит. Как и на сопровождавшие встречу с прессой рассуждения о внешности телезвезды Ольги Бузовой, о необходимости изоляции России от тлетворного влияния Запада «под куполом», об идеологическом влиянии Сороса и диверсии со стороны американцев, воплотившейся в акциях Pussy Riot и Петра Павленского. Из уст «Святого Никаса» эти рассуждения воспринимались со скепсисом, усилившимся после рассказа о местах проживания его детей — в Швейцарии, Франции и других зарубежных странах. А «укол» в сторону Эрмитажа, приобретшего картину Ансельма Кифера (видимо, для Сафронова художника неблизкого), и вовсе прошел незамеченным: Эрмитаж в Петербурге — святое, приличные люди не заостряют внимания на оплошностях собеседников.
Жаль только, что эта выставка может стать аргументом в сложных отношениях Академии художеств и не подчиняющегося ей музея в ее стенах — а они имеют долгую историю.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Свою жизнь превратить в цвета. Музей Академии художеств зарифмовал Нико Пиросмани и Зураба Церетели
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 23 июня 2025 - Ученый объяснил, почему у Пушкина «русалка на ветвях сидит»
- 19 июня 2025 - Названы даты следующего международного форума в Петербурге — Объединенных культур
- 19 июня 2025 - Гергиев продирижирует премьерой мистической оперы «Мандрагора», созданной с использованием нейросетей
- 18 июня 2025 - Полушекели времен Христа и тетрадрахма Октавиана Августа — Эрмитаж показывает поступивший дар старинных монет
- 17 июня 2025 - Никита Михалков хочет ввести сбор за прокат американского кино в пользу отечественного
Статьи
-
21 июня 2025, 16:55В Мариинском театре на полях ПМЭФ состоялась премьера оперы «Мандрагора». Уникальность события — в том, что это первая в мире опера, которая была дописана за композитором-классиком (в данном случае — Чайковским) искусственным интеллектом. Строго говоря, даже не одним: GigaChat помог написать либретто, SymFormer доработал музыкальную ткань, а Kandinsky создал визуальные и сценографические решения. С учетом их принадлежности неудивительно, что первой оперу услышали гости закрытого приема Сбера на полях ПМЭФ. За дирижерский пульт встал сам Валерий Гергиев, а партии исполняли солисты Большого и Мариинского. «Фонтанка» оценила результат.
-
18 июня 2025, 18:34Выставка авангарда на втором этаже Корпуса Бенуа сделана так, чтобы на её основе можно было создать часть обновлённой постоянной экспозиции: строго, приятно старомодно, лицом к зрителю, но без заискивания. Называется проект лаконично — «Наш авангард» — и как будто демонстрирует готовность музея «собирать камни», созидать. Кому-то выставка покажется консервативной, но и авангард давно не «современное искусство» (простите, для кого это удар).
-
17 июня 2025, 18:11
-
16 июня 2025, 13:08