Феминизм и чувство меры — Путин, Украина и миньоны сошлись в новой шпионской комедии

09 августа 2018, 15:22
Версия для печати Версия для печати

В прокат выходит шпионская комедия «Шпион, который меня кинул», лучший образец жанра за очень долгое время. Режиссер Сюзанна Фогель высмеивает все «горячие точки» современности, при этом ей не изменяет чувство меры.

Возвращения шпионского кино ждали долго. Вроде, всё располагает: Холодная война словно не кончалась; массовая истерия и шпиономания не меньше, чем сорок лет назад. Но все попытки возродить жанр оканчивались, в той или иной степени, пшиком. В лучшем случае это были эстетские оммажи классике шестидесятых. В худшем — повторение общих мест, чистейший примитив. «Шпион» ничего особого не обещал — а чего ждать от комедии малоизвестного режиссера Сюзанны Фогель с Милой Кунис в главной роли?

Создатели ленты карты раскрыли самим названием, где обыгрывается классическая лента бондианы. Да, это пародия. В плане сюжета — прямолинейная, простая, без изысков. Парень главной героини бесследно исчезает, после чего выясняется, что он не журналист-неудачник, а агент ЦРУ, и спецслужбы его ищут. А теперь — и его подружку, и подружку подружки. Две дурынды отправляются в Европу, по классическим местам славы мирового шпионажа: Прага, Берлин, Будапешт, Вена, Париж. Чтобы на месте сразиться с двойными агентами, международной преступностью, переодетыми в официантов шпионами и прочими обязательными персонажами глобальных криминальных боевиков.

Режиссура Фогель — как у любого молодого и достаточно претенциозного автора. Эффектный монтаж: если один эпизод завершается ударом бильярдным шаром по башке, следующий начинается таким же метким ударом кием по шару. Красиво, но не более того.

От актеров тоже ничего не ждали: из ничего и вышло ничего особенного. Мила Кунис честно отрабатывает роль глуповатой обывательницы, комик Кейт Маккиннон органично существует в рамках болтливой подружки.

Самый сок «Шпиона» — в деталях. В том, что здесь есть вообще всё, из чего современное общество, медиа, информационное пространство состоит. Путин и феминизм, Украина и миньоны, Бейонсе и Хиллари Клинтон, трудные пути Восточной Европы и придурки-туристы, Сноуден (он и упоминается, и появляется, не сам, конечно, в кадре) и социальные сети, чванство и жадность. Не фильм, а краткая энциклопедия грехов, слабостей и увлечений современности.

Эта меткость, наполненность сценария намеками, именами, явками и паролями, и делает «Шпиона» действительно очень смешной комедией. Фогель обладает не только острым глазом и ухом, но еще и чувством меры. Даже шутить про обрезанный или необрезанный член у неё вполне получается (хотя в «Сексе в большом городе» эти прибаутки часто заставляли краснеть) — потому что объектом этих шуток становится скабрезный тип, эмигрант с Украины (и у него, конечно, уточняют, как правильно — «с» или все-таки «из»). Каждое лыко в строку, все выстрелы — в яблочко, в то, что болит у сегодняшнего зрителя, что заставляет его ерзать на стуле или истерично похохатывать.

То же чувство меры не только выручает, но и придает «Шпиону» изящество: грубый ход, использование поп-фигуры и шуточки в её адрес здесь срабатывает совершенно по-новому. Даму из спецслужб играет Джиллиан Андерссон. В любой другой зубодробительной комедии её присутствие ограничилось бы пародией на агента Скалли да парой тактов из заставки «Секретных материалов». Здесь они даже не упоминаются — Фогель знает, что все коннотации с известным сериалом возникнут сами собой. На экране же перед героиней Андерссон просто рассыпаются в комплиментах. Что вот пример girl-power, что это правильно, — назначать женщин на подобные должности, и вообще вы на Джуди Денч похожи (тонкий, что называется, троллинг «Бондианы»).

Фогель смеется над собой и другими, над тем, как зрители воспринимают её фильм и над болезнями века, над модными штучками и селебрити. Впервые за очень долгое время комедиограф честно выполняет свою социальную функцию — высмеивает, позорит, показывает в самом жалком и правдивом виде всё то, чего мы боимся, перед чем трепещем и о чем мечтаем. Хотите — рукоплещите первой настоящей победе «женского кино». Никто не виноват, что храбростью, острым глазом и чувством меры наделена именно женщина-режиссер Сюзанна Фогель.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Записка Мюллера: немец сражается с нервными русскими в «Особенностях национальной больницы»

В комедии «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина молодой режиссер Станислав Светлов тщетно пытается придать толику актуальности и чуточку реализма приключениям молодого преподавателя из Гамбурга, который приезжает преподавать немецкий в петербургской гимназии, но сначала проводит сутки в неврологическом больничном отделении в качестве волонтера.

Статьи

>